Биография Владимира Шаталова: первая стыковка двух «Союзов», первый «Салют» и несчастливое число 13
Владимир Шаталов прослужил в отряде космонавтов ЦПК ВВС восемь лет: за это время он трижды слетал в космос, став 13-м космонавтом Советского Союза и 34-м землянином, совершившим орбитальный полет. Шаталов прошел путь от слушателя-космонавта до помощника главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов, сменив легендарного генерала Николая Каманина. О карьере и судьбе Шаталова вспоминает академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Игорь Маринин, который был лично с ним знаком.
Часто спрашивают, суеверны ли космонавты? Владимир Александрович Шаталов — советский космонавт №13, Дважды Герой Советского Союза, коммунист, генерал — не был суеверным человеком. Тем не менее:
на понедельник, 13 января 1969 года, намечался его первый старт на корабле «Союз-4». Старт был отложен;
второй полет состоялся в понедельник, 13 октября 1969 года, несмотря на серьезную неисправность на корабле. В итоге задача полета — стыковка с «Союзом-7» — выполнена не была;
Шаталов первым из советских космонавтов отправился в третий космический полет. Программа не выполнена, вместо месяца полет длился двое суток.
13-го числа в жизни Шаталова не произошло ни одного положительного события — будь то получение награды, очередного звания и квалификации, назначение в полет, свадьба или рождение детей и внуков. Рассказываем, как в судьбу космонавта часто вмешивался «понедельник 13-е».
Биография космонавта Владимира Шаталова
Владимир Шаталов — это летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. За восемь лет службы в отряде космонавтов ЦПК ВВС он трижды слетал в космос — его общий налет на космических кораблях составил 9 суток 21 час 57 минут 30 секунд. После 16 лет руководства подготовкой космонавтов он еще четыре года возглавлял Центр подготовки космонавтов.
Детство и юность
Владимир Шаталов родился 8 декабря 1927 года в городке Петропавловск Акмолинской губернии Казакской Автономной Союзной Республики (с 1991 года — Республика Казахстан). Его отец Александр Борисович был связистом на железной дороге, а во время Великой Отечественной войны работал начальником ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1». Шаталов-старший был награжден двумя орденами, тяжело ранен в обе ноги, но вернулся в строй. В 1944 году ему за строительство «Дороги жизни» в осажденный Ленинград присвоили звание Герой Соцтруда. Окончил войну в Восточной Пруссии. Владимиру было на кого равняться. Мать Зоя Владимировна, урожденная Никольская, — домохозяйка.
Несмотря на частые перемещения в связи со сменой места службы отца, Владимир рос разносторонним мальчиком. Он вспоминал: «Я с детства мечтал об авиации, много читал Жюль Верна и другую фантастику. Мечтал о том, что когда-нибудь люди полетят на другие планеты».
Личная жизнь
Со своей будущей супругой Музой Андреевной Ионовой (1928 года рождения) Владимир Шаталов познакомился во время службы летчиком-инструктором в Качинском ВАУЛ, которое тогда располагалось в Мичуринске Тамбовской области. Муза работала в Мичуринском саду. Однажды Владимир Шаталов выполнял учебный полет на самолете Як-9В в паре с курсантом. На высоте 180 м двигатель начал сбоить. За самолетом тянулся темный дымный шлейф, но пламени еще не было. Шаталов взял управление самолетом на себя и принял решение немедленно идти на посадку. Высота не позволяла развернуться, чтобы сесть на свой аэродром. Шаталов решил посадить самолет в Мичуринский сад, который был прямо по курсу. Сесть удалось «на брюхо» посередине широкого пролета между рядами яблонь.
Шаталов рассказывал: «Как потом оказалось, я посадил свою машину на тот участок Мичуринского сада, где работала хорошо знакомая мне девушка Муза, которую я любил и на которой мечтал жениться. После “вынужденной” я долго избегал встреч с Музой — боялся, что она не простит мне поломанных деревьев. И все же мы встретились, объяснились и сыграли свадьбу».
Вскоре, 29 мая 1952 года, у них родился сын Игорь, ставший кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, преподавателем в Ленинградском механическом институте. 3 сентября 1958 года у них родилась дочь Елена, в замужестве Толубеева, ставшая преподавателем Дипломатической академии.
Муза Андреевна не бросила работы выведением различных сортов абрикосов. В итоге она защитила диссертацию, стала кандидатом, затем доктором сельскохозяйственных наук, работала в Министерстве сельского хозяйства. Скончалась в день своего рождения — 24 апреля 2017 года.
Образование
1941 г. — 6-й класс средней школы №4 Ленинграда. Во время учебы занимался в авиамодельном кружке Ленинградского Дома пионеров.
1943 г. — восьмилетка в родном Петропавловске.
1945 г. — 6-я Воронежская спецшкола ВВС в Караганде и Липецке. После учебы каждый день добывал уголь на шахтах. Там он получил среднее специальное образование.
1949 г. — Качинское Краснознаменное Военное Авиационное Училище Летчиков (ВАУЛ) им. А.Ф.Мясищева «по первому разряду». Освоил пилотирование самолетов Ут-2, Як-11 и Як-3.
1965 г. — трехмесячная подготовка в Центре боевого применения ВВС в Липецке. Летал на самолетах МиГ-21у, Ил-14 и Ту-104.
1956 г. — Командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии (КВВА, позже им.Ю.А. Гагарина) в пос. Монино «с отличием».
1972 г. — защитил диссертацию кандидата военных наук в КВВА.
Служба до отряда космонавтов
В середине 1930-х отец Александр Борисович поступил на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и перевез в Ленинград семью. Пока он учился, а потом воевал на советско-финляндском фронте, Владимир с матерью жил и учился в Ленинграде. В мае 1941 года Шаталов-младший окончил шестой класс Ленинградской школы, а 22 июня началась Великая Отечественная война.
Владимир не остался равнодушным. Вместе с друзьями собирал по помойкам и квартирам бутыли, из которых потом делали зажигательные гранаты «Коктейль Молотова». Несколько раз он вместе с другими мальчиками класса выезжал в район Гатчины на строительство оборонных сооружений. Около месяца он даже был «сыном полка» в ремонтно-восстановительном поезде, в котором служил его отец.
В октябре 1941 года Владимир вместе с матерью был эвакуирован на родину в Петропавловск. В Караганде находилась в эвакуации 6-я Воронежская спецшкола ВВС. Туда в 1943-м и поступил Владимир. В 1945-м, окончив эту школу (реэвакуированную в Липецк), стал курсантом 8-й Военной авиационной школы первоначального обучения летчиков, но в том же году в связи с ее расформированием переведен в Качинское ВАУЛ.
По окончании училища лейтенант Шаталов продолжил службу летчиком-инструктором 706-го, затем 707-го учебных авиаполков в том же ВАУЛ. Освоил пилотирование самолета Як-9в.
В 1953 году Шаталов (уже старший лейтенант), как один из лучших инструкторов, был направлен на учебу в Академию. Окончив ее в звании капитана, Владимир продолжил службу сначала заместителем, а затем командиром эскадрильи, заместителем командира полка в различных частях ВВС.
В феврале 1961 года майора Шаталова назначили старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки 48-й Воздушной армии Одесского военного округа.
Карьера Владимира Шаталова: подготовка к полетам в космос
Владимир Шаталов рассказывал автору: «В 1957 году, когда я был командиром эскадрильи, услышал сообщение ТАСС о запуске первого спутника. И тогда у меня утвердилась мысль, что когда-нибудь и человек полетит в космос… А потом был полет Гагарина… Как раз в этот день, 12 апреля, я летал на самолете Су-7Б на “потолок высоты”. Я летел и представлял себя в космическом корабле… Меня не покидало ощущение, что, находясь на высоте около 19 км, я нахожусь в космосе. Осенью в штаб армии пришел приказ о наборе в отряд космонавтов. Поскольку я был инструктором-инспектором и знал практически всех летчиков-истребителей армии, то мне поручили отобрать пять человек».
Еды на 10 дней, уплывший карандаш и промах при посадке: полет Гагарина
В этот список Шаталов включил себя, так как подходил ко всем требованиям. Командующий воздушной армией Павел Кутахов пытался его отговорить, но все же отпустил на медкомиссию. Из отобранной Шаталовым пятерки прошли медкомиссию двое — он и Анатолий Филипченко. На этом все кончилось. По возвращении в армию Шаталов продолжил летать и руководить войсковыми испытаниями самолета Су-7Б. Кутахов представил его на должность командира полка. Перед Шаталовым открылась большая перспектива.
Владимир Александрович рассказывал: «Я написал письма Главкому ВВС К.А. Вершинину и заместителю главкома по космосу Н.П. Каманину, где объяснил, что давно мечтаю о космонавтике, об освоении новой техники, что прошел комиссию и жду вызова… Я попросил не назначать меня на командира полка, а дать возможность пройти подготовку, как кандидату в космонавты».
Видимо, это сработало, и 16 января 1963 года после повторной медкомиссии Шаталов был зачислен слушателем в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
Январь 1863 — январь 1965 г. — общекосмическая подготовка.
Май — декабрь 1965 г. — подготовка к полету на космическом кораблем «Восход-3» по научной программе в качестве командира резервного экипажа вместе с Ю.Артюхиным.
Январь — май 1966 г. — подготовка к полету длительностью 16-20 суток на том же «Восходе-3» по военно-прикладной программе в качестве второго пилота дублирующего экипажа вместе с Г.Береговым.
Январь 1967 — январь 1968 г. — подготовка в качестве командира третьего экипажа пассивного корабля «Союз» по программе стыковки двух кораблей и перехода космонавтов из корабля в корабль вместе с Владиславом Волковым и Петром Колодиным.
Февраль — июль 1968 г. — подготовка в качестве командира третьего экипажа активного корабля «Союз» по той же программе.
Август — октябрь 1968 г. — подготовка в группе для отработки стыковки пилотируемого корабля «Союз-3» с беспилотным кораблем «Союз-2».
Про эту подготовку Владимир Шаталов рассказал: «На комплексных экзаменах я получил пятерку, Волынов — четверку, а Береговой отвечал значительно хуже нас. Назначили вторые комплексные экзамены. Я опять сдал на пять, Волынов тоже на пять, а у Берегового опять были загвоздки. Нас с Волыновым отправили на Байконур, а с Береговым провели дополнительные тренировки и вновь устроили экзамен. Он наконец получил четверку. Несмотря на это именно он был назначен в полет. Над принятием решения довлел авторитет Берегового как летчика-испытателя, а также его боевая дружба с Н.П.Каманиным. Несмотря на невысокие результаты экзаменов, посчитали, что лучше всех морально к такому риску готов участник войны, летчик-испытатель. Остальные кандидатуры (в том числе, на начальном этапе - К.Феоктистов) были отвергнуты. Береговой испытал корабль, но, к сожалению, стыковку не выполнил…».
26 октября 1968 г. — был дублером пилота космического корабля «Союз-3» Георгия Берегового.
Ноябрь — декабрь 1968 г. — непосредственная подготовка к полету командиром активного «Союза» по программе стыковки двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Параллельно с программой «Союз» Владимир Шаталов готовился и по лунной программе Н1-Л3. Для этого его и Алексея Леонова отправили в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института для освоения полетов на вертолете Ми-4 с имитацией посадки на Луну. «Вся сложность заключалась в том, что надо было точно определить высоту, на которой нужно перевести лопасти вертолета на большой угол и тем самым затормозить снижение, после чего плавно и мягко приземлиться, — вспоминал Шаталов. — Если это сделаешь раньше, то вертолет затормозится и камнем упадет на землю. Если сделать это позже, то вертолет не успеет затормозиться и врубится в землю. Таких посадок надо было выполнить шесть с разной высоты и на разной скорости…
Я летел с инструктором. Передо мной шторкой все было закрыто. Инструктор выбирал площадку для посадки и резко на нее снижался по кривой, близкой к той, по которой должна была спускаться лунная кабина. На высоте около 70 м инструктор открывал шторку, и я должен был выбрать место, на которое можно сесть, и произвести посадку за 30–40 сек. Именно такой резерв времени был у лунного корабля по запасам топлива. Мы не имели права на ошибку даже на тренировке… И мы освоили это».
Беспилотный корабль Т2К: как СССР готовился к высадке людей на Луну
Полеты Владимира Шаталова в космос
Первый полет
Первый космический полет Владимира Шаталова состоялся 14–17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4». Старт «Союза-4» намечался на понедельник, 13 числа (13 января 1969 года). За девять минут до команды «Пуск» обнаружился отказ одного из гироскопических приборов на ракете-носителе.Владимир Шаталов стартовал в космос на следующий день и стал 13-м «Летчиком-космонавтом СССР» (13-м астронавтом США, совершившим орбитальный полет, стал Нил Армстронг, с которым Шаталов был знаком).
В ходе полета Шаталов выполнил стыковку в ручном режиме с кораблем «Союз-5», после чего в его корабль через открытый космос перешли Хрунов и Елисеев, с которыми он возвратился на Землю.
Длительность полета составила 2 суток 23 часа 20 минут 47 секунд.
О том, как проходила стыковка, рассказывал Владимир Шаталов: «Вдруг я увидел “Союз-5” значительно раньше, чем должен был. Метров 70 осталось. Так и пролетел медленно мимо… В заданное время я включил “Иглу”, которая автоматически вновь свела наши корабли. На дальности около 150 м я перешел на ручное управление. На 40 м выполнил зависание… Когда вошли в зону видимости Евпатории, я доложил, что все нормально. Получив разрешение, выполнил ручную стыковку. Переход Хрунова и Елисеева был достаточно напряженным. У Алексея улетела кинокамера, и получить киносъемки выхода Хрунова не удалось. Хрунов вышел, но перепутал фалы. Пришлось ему возвращаться назад, а Елисееву их распутывать… Ожидая прихода гостей, я вошел в бытовой отсек, подготовил фалы и подумал, что надо как-то их встретить. Взял я фломастер и на стене корабля написал “Добро пожаловать!”, потом ушел в спускаемый аппарат и закрыл за собой люк. Потом с пульта управления открыл внешний люк. Ребята зашли в БО, закрыли за собой люк, уравняли давление. Я вошел к ним и помог раздеться. Ребята передали мне газеты и письма — первую космическую почту».
Второй полет
Второй полет в космос Владимир Шаталов совершил на корабле «Союз-8», в экипаж вместе с ним входил Алексей Елисеев. Старт, опять намеченный на понедельник 13-го числа (13 октября 1969 года), все же состоялся, несмотря на то, что космонавты, занявшие места в корабле, обнаружили поломку одной из спиц штурвала для закрытия люка между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком.
Главный конструктор Василий Мишин взял ответственность на себя и дал команду лететь вовремя. Старт прошел нормально, но 13-е число и понедельник проявились в другом.
В этот полет Владимир Шаталов пошел по воле случая. Во время подготовки к одновременному полету трех «Союзов» со стыковкой в качестве дублирующего экипажа всех трех кораблей готовились Анатолий Куклин, Георгий Гречко и Петр Колодин. В июле Куклин был снят с подготовки по состоянию здоровья. Вместо него в экипаж назначили Хрунова. Но через три недели Хрунов попал в автоаварию и за нарушение дисциплины был отстранен от подготовки. До полета оставалось мало времени, и Шаталову предложили отдублировать командиров всех трех кораблей. Он согласился, но с условием, что бортинженером будет Алексей Елисеев, с которым они давно сработались.
На комплексных экзаменах меньше чем за месяц до старта основной экипаж «Союза-8» (Андриян Николаев и Виталий Севастьянов) показали далеко не лучший результат по стыковке. Их перевели в дублеры, а основным экипажем назначили Шаталова и Елисеева.
В ходе полета «Союз-8» должен был состыковаться с «Союзом-7», а Георгий Шонин и Валерий Кубасов с борта «Союза-6» должны были отснять этот процесс со своего корабля. Но «понедельник 13-е» вновь дал о себе знать. Из-за отказа системы сближения «Игла» корабли не смогли сблизиться на расстояние, достаточное для перехода на ручное управление, и стыковка с «Союзом-7» не состоялась. Полет продолжался 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд.
Третий полет
Третий полет Владимира Шаталова в космос состоялся 23–25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» вместе с Елисеевым и Рукавишниковым. И вновь 13-й советский космонавт полетел в космос по воле случая. В мае 1970 года для двух экспедиций на первый «Салют» были утверждены четыре экипажа. Шаталов вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым вошел в третий экипаж, который должен был дублировать экипаж второй экспедиции. 5 февраля 1971 года командира первого экипажа — Георгия Шонина, который был в экипаже вместе с Елисеевым и Рукавишниковым, — отстранили от подготовки из-за нарушения дисциплины (не пришел на тренировку), и на его место перевели Шаталова из третьего экипажа.
Так Шаталов в третий раз совершил полет с Алексеем Елисеевым. Но и тут, видимо, сыграл роль его №13. После выполнения стыковки с первой в мире долговременной орбитальной станцией «Салют» стягивание корабля и станции не произошло из-за поломки механизма стыковочного узла на корабле. Переход космонавтов на станцию не состоялся. Но и отцепиться от станции оказалось невозможным.
Владимир Шаталов рассказывал: «И мы остались “у ворот” нашего звездного дома “Салюта”со сломанным стыковочным узлом и практически пустыми топливными баками двигателей ДПО. А ведь с их помощью надо было строить ориентацию для спуска на Землю. Попытка расстыковаться не дала результатов. На Земле начали просчитывать вариант с отстрелом стыковочного узла. Хотя тогда мы потеряли бы орбитальную станцию. Николаю Рукавишникову по рекомендации одного из разработчиков стыковочного узла Всеволода Живоглотова пришлось вскрыть блок электроники и поставить перемычки на некоторые штыри электроразъема, чтобы обмануть автоматику. Благодаря этому расстыковка все-таки прошла, а топлива хватило на ориентацию и возвращение на Землю. Такой вот испытательный полет мы выполнили».
Космонавты вернулись на Землю. Полет продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 сек.
Карьера Владимира Шаталова после полета в космос
25 июня 1971 года Владимир Шаталов выбыл из отряда космонавтов в связи с назначением помощником Главкома ВВС по обеспечению космических полетов вместо ушедшего в запас генерал-полковника Николая Каманина. Он рассказывал: «Такое назначение через несколько ступеней служебной лестницы (от инструктора космонавта-испытателя до помощника главкома) не было для меня неожиданным. Меня пытались назначить на должность начальника Центра уже после второго полета. Вызывали на собеседование в ЦК КПСС, но я “уперся рогом” и очень просил меня не назначать. Уговорил — и меня отпустили. Мне никогда не хотелось отвечать за жизнь других, тем более занимать какие-то руководящие должности. Наоборот, я везде отговаривался от всяких назначений, мне хотелось летать. Но в этот раз “отбрыкаться” не удалось. Просто вызвали в ЦК и слушать не стали, назначили без разговоров. А еще через пять дней случилась катастрофа с экипажем “Союза-11”. И началась моя служба в новой должности с расследования катастрофы».
В 1986 году начальнику ЦПК Георгию Береговому исполнилось 65 лет — возраст ухода в запас генералов. Стали искать ему замену. Шаталов предложил кандидатуру Алексея Леонова, но категорически против него выступал Валентин Петрович Глушко. Он даже написал письмо в ЦК, что Леонов не достоин.
Рассмотрели кандидатуру Петра Климука. Но против были в ВВС: он замполит, да еще слишком молод и у него нет опыта руководящей работы.
Шаталов предложил наиболее опытного космонавта Владимира Джанибекова, но его «зарубил» министр обороны: «Нам нужны опытные руководители, а не хорошие водители».
3 января 1987 года генерал-лейтенант Владимир Шаталов был назначен на должность начальника Центра и совмещал эту работу с должностью помощника Главкома ВВС по космосу.
«Я столкнулся с множеством проблем, главная из которых — отстаивание самостоятельности Центра, — признавался Шаталов. — Командование Главного управления космическими средствами (ГУКОС) Минобороны пытались забрать ЦПК из ВВС к себе. Командующие ГУКОС — А.Г. Карась, а потом А.А. Максимов обещали присвоить мне звание генерал-полковника и оставить начальником Центра. Были конфликты и с В.П. Глушко, который тоже хотел прибрать ЦПК к рукам. К сожалению, моя принципиальность не всегда находила поддержку у командования ВВС. Вероятно, поэтому в сентябре 1991 года, сразу после путча, меня перевели в резерв Главкома ВВС, а в марте 1992-го я ушел в отставку».
В политику Владимир Александрович Шаталов не пошел, бизнесом заниматься тоже не стал. До последних дней жил в Звёздном городке с любимой женой Музой Андреевной, детьми и внуками.
Причина смерти Владимира Шаталова
Владимир Александрович Шаталов ушел из жизни 15 июня 2021 года. Причина смерти не уточняется. Похоронен 17 июня на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах, Московская область.
Государственные награды Владимира Шаталова
Отечественные: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени, «За заслуги перед отечеством» IV степени, медали.
Зарубежные: ордена «Плайя Хирон» и «Солидарность» (Куба), «Карла Маркса» (ГДР), «Государственного Знамени» (ВНР), почетное звание «Герой Социалистической Республики Вьетнам» с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Хо Ши Мина, ордена «Полярная Звезда» (Монголия), «Дружба народов» (Румыния), а так же ордена Австрии и Сирии.
Именем Шаталова назван кратер на Луне.
Интересные факты о Владимире Шаталове
Владимиру Шаталову — опытному летчику, старшему инструктору-инспектору Воздушной Армии с опытом налета более 2500 часов на десятках самолетов — первое время в отряде космонавтов пришлось летать с инструктором. Владимир добился разрешения летать самому в качестве инструктора в любых условиях, днем и ночью. Во время подготовки к полетам на «Восходе» летал с бортинженером Львом Деминым, для полета на «Союзе» с Петром Колодиным. После гибели Гагарина и Серегина в авиакатастрофе всем космонавтам надолго запретили летать.
Владимир Шаталов стал первым в истории космонавтики командиром экипажа, который сменил свой позывной. В первом полете на «Союзе-4» у него был позывной «Амур-1». Этот позывной ему «навязали сверху», т.к. активный «Союз» должен был начинаться на букву «А», а пассивный — на «Б». И этот позывной Шаталову не нравился. Для двух последующих полетов он выбрал позывной «Гранит». Вторым командиром, сменившим позывной, стал Олег Артемьев. Позывной российско-американского экипажа «Гавайи» он сменил на «Дон» для экипажа «Союз МС-21» в составе которого были только россияне.
Названия камней в виде позывных долгое время считались несчастливыми. Владимир Комаров — «Рубин» — погиб в 1967 году при возвращении из космоса. У Павла Беляева («Алмаз») в 1965 году отказала система автоматической посадки и сам он умер в 1970 году через 4 и 10 месяцев после полета. Шаталов дважды в 1969-м и 1971-м летал с позывным «Гранит», и оба раза неудачно. «Янтари» (Добровольский, Волков и Пацаев) погибли в 1971 году при посадке. Только в 1994-м, через 23 года, Юрию Маленченко (позывной «Агат») удалось преломить невезучесть таких позывных.
Ранее мы писали о Борисе Егорове — первом в мире враче-космонавте. Как сложилась его судьба, рассказывали здесь.
Читайте также:
Биография Владислава Волкова: работа под началом Королева, путь в космонавты и трагедия «Союза-11»
Биография Олега Котова: путь в космонавты, авария на МКС и один на один с открытым космосом
Биография космонавта Павла Поповича: первый в мире групповой полет, подготовка к Луне и «Алмаз»
Биография Александра Иванченкова: путь в космонавты, мировой рекорд и курьезы на орбите
Биография Александра Мисуркина: от первого лица о жизни, карьере и инцидентах в полете