Первый пилотируемый полет Starliner может состояться 1 мая
Запуски

Первый пилотируемый полет Starliner может состояться 1 мая

25 марта 2024 года, 13:36

Космический корабль Starliner может отправиться в свой первый пилотируемый полет 1 мая. Как ожидается, в этот день (если запуск вновь не перенесут) он доставит к Международной космической станции двух астронавтов NASA. Запуск корабля планируется осуществить с помощью ракеты-носителя Atlas V, которую готовятся отправить на стартовую площадку мыса Канаверал во Флориде уже 10 апреля. В случае успеха, Starliner может быть сертифицирован для регулярных полетов в ноябре.

Как уточнило NASA, первый пилотируемый полет космического корабля Starliner, разработанного корпорацией Boeing, предварительно запланирован на 1 мая, что обусловлено «напряженным» расписанием МКС. В субботу, 23 марта, к станции пристыковался грузовой корабль Cargo Dragon компании SpaceX, который пробудет на орбите около месяца, а после его отбытия другой корабль — Crew Dragon, успешно доставивший 5 марта экипаж Crew-8, — переместится из переднего стыковочного порта на модуле Harmony в зенитный порт. Таким образом, освободится место для прибытия Starliner.

Ожидается, что космический корабль корпорации Boeing будет запущен с помощью ракеты Atlas V от United Launch Alliance. В скором времени ее должны отправить на стартовую площадку SLC-41 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде — по словам вице-президента Boeing и руководителя программы Starliner Марка Наппи, это может произойти уже 10 апреля. Ранее на коммерческом предприятии компании в Космическом центре Кеннеди во Флориде началась заправка Starliner топливом. На следующем этапе космический аппарат должны состыковать с ракетой-носителем.

Дебютные летные испытания Starliner с экипажем неоднократно откладывались из-за технических проблем. В конце ноября 2023 года сообщалось, что корабль отправится в первый пилотируемый полет 14 апреля. Однако тогда в NASA уточнили, что запуск состоится лишь в том случае, если испытания парашютной системы пройдут успешно. Тесты были проведены в январе, но команды должны были проанализировать данные испытаний и завершить общую сертификацию системы. Таким образом, полет Starliner перенесли на 22 апреля, а затем и вовсе на май.

Из-за многочисленных переносов несколько бывших астронавтов из команды Starliner пришлось перевести на другие экспедиции. К примеру, Джанетт Эппс в этом месяце отправилась к МКС на борту Crew Dragon в составе экипажа Crew-8. Помимо нее, в экипаж входили астронавты NASA  Мэттью Доминик и Майкл Барратт, а также российский космонавт Александр Гребенкин. Они проведут на станции около полугода (до середины августа) и за это время выполнят 200 научных экспериментов.

Что же касается грядущего полета Starliner, то управлять кораблем будут командир Бутч Уилмор и пилот Суни Уильямс. Если их отправка к МКС пройдет успешно, то космический корабль может быть сертифицирован для эксплуатационных полетов в ноябре 2024 года, сообщил руководитель коммерческой программы полетов NASA Стив Стич. По его словам, первая эксплуатационная экспедиция аппарата — Starliner 1 — может быть осуществлена весной 2025 года. Для работы на станции агентство выделит как минимум трех астронавтов: астронавтов NASA Скотта Тингла и Майка Финке, а также астронавта Канадского космического агентства Джошуа Катрика.

В сентябре 2014 года NASA заключило с Boeing многомиллиардный контракт в рамках программы коммерческих полетов Commercial Crew Program. В рамках нее компании еще только предстоит выполнить свои первые «перевозки». В конечном итоге корпорация планирует совершить шесть полетов. В настоящее время ведется работа над аппаратом Starliner 1, а капсула для Starliner 2 находится на подготовительной стадии.