Инженеры борются за «жизнь» летящего к Меркурию аппарата BepiColombo
Технологии

Инженеры борются за «жизнь» летящего к Меркурию аппарата BepiColombo

17 мая 2024 года, 12:10

Европейско-японская межпланетная станция для изучения Меркурия BepiColombo столкнулась с неполадками. Из-за них двигатели работают не на полную мощность. Специалистам удалось частично решить проблему, но полностью восстановить прежнюю тягу пока не получается, что ставит под угрозу срыва график полета к ближайшей к Солнцу планете.

BepiColombo состоит из трех частей: двух научных зондов и перелетного модуля MTM (Mercury Transfer Module). Последний использует солнечные батареи и электрическую двигательную установку для создания тяги во время полета космического аппарата от Земли к Меркурию. Однако 26 апреля, когда BepiColombo должен был совершить один из своих маневров, перелетный модуль не смог подать достаточно электроэнергии на двигатели космического аппарата, сообщили в Европейском космическом агентстве (ESA).

Как только была выявлена неполадка, специалисты агентства приступили к ее устранению. К 7 мая они восстановили тягу BepiColombo примерно до 90% от прежнего уровня. Однако доступная мощность перелетного модуля все еще ниже, чем необходимо. Восстановить полную тягу пока невозможно, заявили в ESA.

«Сейчас приоритетной задачей является поддержание стабильной тяги космического аппарата на текущем уровне мощности и оценка того, как это повлияет на предстоящие маневры. Параллельно продолжается работа по выявлению основной причины проблемы и максимизации мощности двигателей», - говорится в сообщении.

Отмечается, что специалисты в Центре управления полетами ESOC в немецком городе Дармштадт работают сверхурочно, чтобы непрерывно следить за состоянием космического аппарата и, при необходимости, оперативно реагировать на любые нештатные ситуации. При текущем уровне мощности, BepiColombo должен приблизиться к Меркурию в сентябре этого года. Окончательное выведение на орбиту вокруг планеты запланировано в декабре 2025 года, а начало научной программы – весной 2026 года.

BepiColombo - аппарат, созданный совместными усилиями Европейского космического агентства (ESA) и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Его точка назначения – Меркурий, наименее изученная планета внутренней части Солнечной системы. Свой вклад в создание зонда внесли и российские ученые. Четыре прибора в составе научной аппаратуры созданы при участии Института космических исследований (ИКИ) РАН.

Аппарат отправился в космос 20 октября 2018 года с помощью европейской ракеты-носителя Ariane 5, стартовавшей с космодрома Куру во Французской Гвиане. Его путь до Меркурия должен был занять чуть более 7 лет. За это время аппарат совершит девять гравитационных маневров: один – вокруг Земли, два – вокруг Венеры и шесть – вокруг Меркурия. Ожидается, что BepiColombo проработает на орбите вокруг планеты 1 земной или 4 меркурианских года, но его срок службы могут продлить.