Первый полет Starliner с экипажем отложен на май из-за логистики МКС
Запуски

Первый полет Starliner с экипажем отложен на май из-за логистики МКС

11 марта 2024 года, 08:37

Первый пилотируемый полет космического корабля Starliner, ранее намеченный на 22 апреля, вновь перенесли — теперь на начало мая. Однако на этот раз причиной отсрочки стали не технические проблемы, а плотный график запусков к Международной космической станции. Ожидается, что 21 марта на околоземную орбиту отправится грузовой корабль Cargo Dragon, который пробудет на МКС около месяца. Только после его отбытия Starliner сможет прибыть на станцию и занять освободившийся стыковочный порт.

Об очередном переносе первого полета космического корабля CST-100 Starliner с экипажем на борту стало известно из заявления NASA для СМИ, опубликованного 8 марта. В нем отмечалось, что запуск теперь планируется на начало мая из-за расписания Международной космической станции, однако каких-либо подробностей приведено не было. Впрочем, ранее руководители агентства объяснили, что дата дебютного полета Starliner будет зависеть от других экспедиций на МКС, в частности Crew-8 и CRS-30.

В рамках CRS-30 к станции отправится грузовой корабль Cargo Dragon компании SpaceX, который будет запущен площадки SLC-40 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде уже на следующей неделе, 21 марта. Ожидается, что он пробудет на МКС около месяца, а после его отбытия космический корабль Crew Dragon (Endeavour), который 5 марта успешно доставил на орбиту экипаж Crew-8, переместится из переднего стыковочного порта на модуле Harmony американского сегмента МКС в зенитный порт, освободив место для прибытия Starliner. Эти порты являются единственными, доступными на станции как для космических кораблей Starliner, так и для Dragon.

В конце ноября 2023 года сообщалось, что разработанный корпорацией Boeing корабль Starliner отправится в свой первый пилотируемый полет 14 апреля. Однако уже тогда в NASA оговорились, что запуск произойдет лишь в том случае, если испытания парашютной системы, намеченные на январь, пройдут успешно. Хотя заявленные тесты и были проведены, командам американского агентства и Boeing еще предстояло проанализировать данные испытаний и завершить общую сертификацию системы. В конечном итоге, полет Starliner решили перенести на 22 апреля, а затем и вовсе на май.

Как заверил менеджер программы коммерческих экипажей NASA Стив Стич, подготовка корабля к запуску проходит хорошо. Космический аппарат находится в отличном состоянии, заканчиваются последние приготовления. Он добавил, специалистам удалось устранить технические проблемы, которые задерживали полет CST-100 Starliner с лета прошлого года. Помимо парашютной системы, речь также идет об удалении ленты P213, которая оказалась легко воспламеняющейся. Кроме того, были установлены противопожарные «переходники» на жгутах проводов.

«Те три большие проблемы, которые возникли у нас прошлым летом, были решены, и мы находимся на полпути к завершению заключительных работ, связанных с сертификацией парашютов и некоторыми другими вещами», — подчеркнул Стич.

Starliner должен будет доставить на МКС двух астронавтов NASA — Бутча Уилмора и Суниту Уильямс. Запуск корабля планируется осуществить с помощью ракеты-носителя Atlas V компании United Launch Alliance с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Экипаж проведет на станции две недели, после чего вернется на Землю. Основная задача предстоящего полета — проверить способность космического аппарата благополучно транспортировать экипажи к МКС и обратно. После отстыковки от станции корабль должен будет приземлиться на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико.

Starliner — частично многоразовый космический корабль, который разрабатывается Boeing в рамках контракта с NASA. Эта корпорация была выбрана американским агентством наряду со SpaceX в качестве разработчика новых систем для доставки астронавтов на МКС. На создание, производство и осуществление полетов Starliner компания получила свыше $5 млрд. Корабль предназначен для экипажа численностью до семи человек.

Во время своего первого тестового запуска без экипажа в декабре 2019 года корабль не смог достичь МКС, как планировалось, из-за возникших технических проблем: он отклонился от маршрута, вышел на нештатную орбиту, перерасходовал топливо и вернулся на Землю спустя два дня после запуска. Вторая попытка оказалась более удачной: в мае 2022 года Starliner добрался до МКС в автоматическом режиме и благополучно вернулся на Землю. Однако на устранение технических проблем, выявленных во втором полете, потребовалось почти два года.