Корабль Crew Dragon с Александром Гребенкиным причалил к МКС
На орбите

Корабль Crew Dragon с Александром Гребенкиным причалил к МКС

5 марта 2024 года, 08:32

Американский пилотируемый корабль Crew Dragon компании SpaceX во вторник, 5 марта, успешно пристыковался к узловому модулю Harmony американского сегмента Международной космической станции, доставив экипаж Crew-8. После проверки герметичности стыковочного узла три астронавта NASA и космонавт Роскосмоса Александр Гребенкин перейдут на борт МКС и присоединятся к участникам 70-й длительной экспедиции.

Космический корабль Crew Dragon под названием Endeavour причалил к МКС в автоматическом режиме 5 марта в 10:28 по московскому времени. Вместе с ним на орбиту прибыл экипаж Crew-8, в который по соглашению о перекрестных полетах входит российский космонавт Александр Гребенкин. Также в составе экипажа — три астронавта NASA: командир Мэттью Доминик, пилот Майкл Барратт и специалист полета Дженнет Эппс. Как следует из прямой трансляции NASA, все 12 фиксаторов стыковочного механизма приведены в действие — стыковка со станцией официально завершена.

В ближайшее время, после проверки герметичности стыковочного узла, американские астронавты и российский космонавт снимут свои полетные скафандры и начнут подготовку к переходу на борт МКС. Открытие люков ожидается в 12:13 мск. На станции их ожидают участники 70-й длительной экспедиции — российские космонавты Олег КононенкоНиколай Чуб и Константин Борисов, астронавты NASA Жасмин Могбели и Лорал О’Хара, астронавт ЕКА Андреас Могенсен и астронавт JAXA Сатоси Фурукава.

Запуск пилотируемого корабля Endeavour с экипажем Crew-8 на борту состоялся 4 марта в 06:53 по Москве. Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с площадки LC -39А Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде, и уже через 12 минут «Индевор» вышел на заданную орбиту, штатно отделившись от второй ступени. Для Endeavour прошедший пуск стал рекордным, пятым по счету.

При этом изначально предполагалось, что экипаж Crew-8 отправится к МКС еще 22 февраля, но запуск перенесли на неделю (на 28 февраля). После этого старт был намечен на 2 марта, но затем вновь отложен — сначала на 3-е, а потом и на 4-е число. Причиной стали неблагоприятные погодные условия. Наконец, рано утром 4 марта члены экипажа прибыли на стартовую площадку LC-39А, поднялись на вершину башни обслуживания и приступили к посадке в корабль. Около 5:00 все четверо заняли свои места на борту Endeavour, трап башни обслуживания был отведен, и началась заправка Falcon 9.

Crew-8 — это восьмая ротационная экспедиция на МКС в рамках коммерческой программы NASA Commercial Crew Program. Ее цель состоит в развитии частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на станцию. Александр Гребенкин был включен в состав экипажа Crew-8 по соглашению о перекрестных полетах, которое было подписано Роскосмосом и NASA в июле 2022 года. Оно предполагает полеты российских космонавтов на американских кораблях Crew Dragon, а астронавтов NASA — на отечественных «Союзах».

Для Гребенкина нынешний космический полет — первый в карьере. Кроме того, он стал 24-м российским космонавтом, летавшим на американском космическом корабле, в том числе четвертым — на Crew Dragon. Впервые в космос также отправились Мэттью Доминик и Джанетт Эппс, а Майкл Барратт, проведший в космосе в сумме 212 дней, полетел на МКС уже в третий раз. Ожидается, что три американских астронавта и российский космонавт проведут на борту станции около шести месяцев (до середины августа) и за это время выполнят 200 научных экспериментов.