Prada и Axiom Space представили дизайн скафандра для полетов на Луну
Проекты

Prada и Axiom Space представили дизайн скафандра для полетов на Луну

17 октября 2024 года, 09:30

Американская космическая компания Axiom Space и итальянский бренд Prada представили финальный дизайн скафандра, в который облачатся астронавты NASA во время предстоящей высадки на Луну в рамках программы «Артемида» (Artemis). Дизайнеры и инженеры сделали так, чтобы новый костюм не только мог защитить астронавтов от радиации, лунной пыли и экстремальных температур, но и выглядел эстетически привлекательным.

Дизайнеры взяли за основу разработанный NASA скафандр xEMU (Extravehicular Mobility Unit), который использовался более 50 лет назад астронавтами «Аполлона». Новый скафандр получил название AxEMU (Axiom Extravehicular Mobility Unit). Он был усовершенствован специально для выхода в открытый космос и на поверхность Луны. Костюм выполнен из белого материала, который отражает тепло и защищает астронавтов от экстремально высоких температур, лунной пыли и воздействия радиации.

Как отмечают в Axiom Space, одним из преимуществ их новой разработки является повышенная гибкость, производительность и безопасность. Космический «костюм» универсален – он подходит для всех членов экипажа, независимо от пола. Он может выдерживать высокие температуры на южном полюсе Луны и низкие в постоянно затененных областях как минимум в течение двух часов.

Несмотря на то, что скафандр изначально разработан для выхода на лунную поверхность, по словам руководства Axiom, в дальнейшем его можно будет легко адаптировать для применения на низкой околоземной орбите, например, для выхода в открытый космос с Международной космической станции (МКС) или будущей частной космической станции, которую разрабатывает компания. Костюм сможет обеспечить выход в открытый космос как минимум на восемь часов.

Скафандр оснащен бортовой диагностической системой, которая позволяет отслеживать состояние астронавтов и оборудования. Также в нем есть система очистки углекислого газа и технология охлаждения, которая помогает отводить тепло из системы. Дополнительное покрытие на шлеме и забрале позволяет улучшить обзор окружающего пространства. Компания также улучшила традиционные перчатки для астронавтов.

Скафандр AxEMU будет использоваться во время полета Artemis III, запланированного на осень 2026 года. Это вторая пилотируемая экспедиция в рамках «Артемиды», во время которой экипаж должен будет высадиться на Луну впервые с 1972 года.

Prada внесла свой вклад в проект, предоставив знания и опыт в сфере высококачественных материалов и уникальных технологий пошива. Вместе с инженерами Axiom Space, дизайнеры работали над тем, чтобы новые костюмы не только были удобными и защищали астронавтов от воздействия суровых лунных условий, но и выглядели эстетически привлекательными. О сотрудничестве двух компаний стало известно год назад – в октябре 2023-го. Тогда директор по маркетингу Prada Group Лоренцо Бертелли указал, что у модного бренда есть опыт в области композитных материалов. Дом моды не только создавал одежду – в 1990-х он также создавал дизайн яхты Luna Rossa, участвовавшей в Кубке Америки.

AxEMU уже прошел ряд предварительных испытаний. В том числе, он успешно справился с гидравлическими испытаниями (проверка под давлением), подводными тестами без участия человека, которые должны были сымитировать лунные условия, а также показал хорошие результаты при проверках в условиях пониженной гравитации. Далее костюм пройдет подводные испытания с экипажем и комплексные испытания с прототипом лунохода. Финальные тесты запланированы в 2025 году.

В апреле сообщалось, что прототип скафандра AxEMU был успешно испытан вместе с луноходом FLEX (Flexible Logistics & Exploration) от Astrolab. Основной задачей было проверить, насколько астронавтам будет удобно использовать транспортное средство в скафандре и понять, как две конструкции будут взаимодействовать друг с другом.