Не тот, кем кажется: раскрыт секрет самого известного коричневого карлика
Наука

Не тот, кем кажется: раскрыт секрет самого известного коричневого карлика

17 октября 2024 года, 10:43

Спустя 30 лет после открытия коричневого карлика, который считался «образцовым» и одним из самых изученных, выяснилось, что астрономы даже не представляли себе, каков он на самом деле. Новейшее исследование показало, что знаменитая «неудавшаяся звезда» Глизе 229B на самом деле является первым в истории наблюдений плотным двойным бурым карликом.

Находящаяся на расстоянии около 19 световых лет Глизе 229 — одна из ближайших к нам звездных систем, которая благодаря своей относительной яркости очень неплохо изучена. Именно там был открыт первый коричневый карлик в истории астрономии, который с тех пор оставался самым известным в своем классе. Наблюдая за тем, как это космическое тело под названием Глизе 229B движется вокруг своей звезды, ученые полагали, что знают о нем если не все, то почти все.

Считалось, что по массе эта «перепланета-недозвезда» превышает Юпитер в 50-70 раз, температура ее поверхности достигает 900 градусов, а атмосфера богата метаном. Правда, оставалась неясной одна-единственная деталь: почему для своей немалой массы карлик кажется настолько тусклым?

Теперь астрофизики знают ответ, но он стал для них источником громадного потрясения. Там, где по мнению всего астрономического сообщества вокруг звезды вращался один бурый карлик, их оказалось сразу два. Установить это было по-настоящему непросто, ведь расстояние между двумя телами составляет всего 6,1 миллиона километров — то есть 4% дистанции между Землёй и Солнцем. Открытие сделал возможным Очень большой телескоп.

В своем исследовании международный коллектив ученых во главе с Джерри Сюанем задействовал два установленных на нем прибора. Криогенный инфракрасный спектрограф CRIRES+ смог уловить, что от, казалось бы, «неделимого» космического тела исходят два потока световых волн, один из которых обладает красным смещением (то есть его источник удаляется), зато другой — синим (сближение). Лишь интерферометр GRAVITY, направленный затем в ту же точку, позволил исследователям разделить Глизе 229B на два «действующих лица» — Глизе 229Ba и Глизе 229Bb.

«Эти два вращающихся друг вокруг друга мира на самом деле меньше по радиусу, чем Юпитер. Они выглядели бы довольно странно на нашем ночном небе, если бы в Солнечной системе было нечто подобное. Это самое захватывающее и удивительное открытие в области субзвёздной астрофизики за последние десятилетия!», — заявила доктор Ребекка Оппенгеймер, которая 30 лет назад входила в команду открывателей Глизе 229B, а сейчас помогла установить его истинную природу.

Таким образом, в космическом пространстве открыта первая плотная бинарная система бурых карликов. Один из них превышает по массе Юпитер в 34 раза, а другой — в 38. При этом пока совершенно непонятно, как такая система могла сформироваться, и почему не превратилась в звезду. Однако астрофизики рассчитывают, что текущее исследование положит начало целой череде открытий в области изучения этих экстравагантных космических объектов, и большинство загадок скоро будут разрешены.