Обнаружена первая в истории «стимпанк»-экзопланета
Наука

Обнаружена первая в истории «стимпанк»-экзопланета

14 октября 2024 года, 09:23

В ходе анализа новых наблюдений телескопа «Уэбб» астрономам удалось открыть первого представителя нового (ранее известного лишь теоретически) класса экзопланет: «паровых миров». Экзопланета, находящаяся в тридцати с небольшим парсеках от нас, обладает мощной атмосферой, практически целиком состоящей из перегретого водяного пара.

Планета GJ 9827 d была открыта уже некоторое время назад, но солидное расстояние — около 100 световых лет — и небольшие размеры делали ее непростой для изучения. Шанс на изменение ситуации появился, когда к делу удалось подключить телескоп «Уэбб». После чего практически сразу же вскрылись любопытные подробности: оказывается, экзопланета принадлежит к типу, который астрономы долго, но безуспешно искали.

Существование планет, окруженных паровой атмосферой, считалось возможным, но недоказанным. Для стабильного существования подобной экосистемы должно совпасть слишком много факторов. Но GJ 9827 d, похоже, действительно представляет из себя именно такой мир — первый в истории образец космического «стимпанка».

Она примерно в два раза больше Земли и, в отличие от большинства экзопланет, до сих пор исследованных при помощи «спектроскопии пропускания», вместо водорода и гелия окружена плотными клубами газообразной воды. Это, конечно, не делает ее пригодной для жизни земного типа (для этого там слишком жарко), но само по себе существование такого огромного количества воды на далекой планете является чрезвычайно обнадеживающим сигналом.

«GJ 9827 d — первая планета, где мы обнаружили атмосферу, богатую тяжелыми молекулами, как на планетах земной группы Солнечной системы. Это огромный шаг вперед», — отметила автор исследования, Кэролайн Пиоле. «Мы впервые видим нечто подобное», — добавил студент Эшан Рауль, который в составе исследовательской группы занимался анализом данных «Уэбба».

Оптимизм астрономов понятен: более совершенные телескопы и точность аналитических методов делают возможным детальное наблюдение тех миров, которые раньше были лишь строчкой в каталогах. И, вполне вероятно, на следующих из них будут обнаружены условия, гораздо более подходящие для существования жизни.