Орбитальная станция и полет к Венере: новое в космической программе Индии
Проекты

Орбитальная станция и полет к Венере: новое в космической программе Индии

19 сентября 2024 года, 11:53

Правительство Индии одобрило четыре крупных проекта в космической отрасли, бюджет каждого из которых составляет несколько сотен миллионов долларов. Пожалуй, важнейшим из них является создание собственной орбитальной станции «Бхаратия Антарикш» — ее первый модуль BAS-1, как утвердил кабинет министров, должен быть запущен до декабря 2028 года. Еще раньше Индия планирует отправить беспилотный аппарат к Венере и доставить образцы лунного грунта в рамках экспедиции «Чандраян-4».

Индийское правительство под председательством премьер-министра Нарендры Моди одобрило четыре проекта 18 сентября. Один из них — лунная станция «Чандраян-4» — была представлена общественности давно, еще в 2023 году, сразу после успешного прилунения посадочного модуля «Викрам» автоматической межпланетной станции «Чандраян-3» в районе Южного полюса.

Тогда в Индии объявили, что следующая экспедиция к спутнику Земли будет более сложной: новому аппарату предстоит не просто совершить мягкую посадку на лунную поверхность, но и собрать образцы лунного грунта и доставить их на Землю. В рамках амбициозного проекта будут использованы две ракеты-носителя LVM3, которые выведут на орбиту модули «Чандраяна-4» отдельными запусками.

Ранее сообщалось, что станция будет состоять из четырех модулей: перелетного, посадочного, взлетного и возвращаемого. Одна ракета доставит в космос перелетный и возвращаемый модули, а вторая — посадочный и взлетный модули. Бюджет проекта составляет около 21 млрд рупий (или $253 млн).

Кроме того, Индия планирует реализовать еще одну лунную экспедицию — Lunar Polar Exploration Mission (LUPEX), но на этот раз совместно с Японией. Она предполагает высадку в район Южного полюса аппарата «Чандраян-5», который доставит на своем борту японский ровер, оснащенный высокотехнологичными приборами. Этот проект пока еще не одобрен, но Индийская организация космических исследований (ISRO) рассчитывает получить разрешение от правительства.

Между тем «зеленый свет» уже получила программа по запуску к Венере космического аппарата Venus Orbiter (VOM). Его планируют вывести в космос в марте 2028 года — в этот период времени Земля и Венера будут расположены максимально близко друг к другу. После того как аппарат выйдет на орбиту вокруг второй по удаленности от Солнца планеты, он займется исследованием ее поверхности, атмосферы и ионосферы, а также пронаблюдает за ее взаимодействием с нашей звездой.

Всего на эту программу планируется выделить около 12,36 миллиарда рупий ($149 млн), причем большая часть из этой суммы — 8,2 миллиарда рупий ($99 млн) — уйдет на разработку самого аппарата. В заявлении правительства отмечается, что в рамках этого проекта Индия будет широко сотрудничать как с промышленными компаниями, так и с научными институтами.

Третий проект, одобренный министрами, — это создание национальной космической станции «Бхаратия Антарикш», ради которой в Индии также расширили программу пилотируемого полета человека в космос «Гаганьян». Последняя в настоящее время включает в себя восемь запусков, которые должны быть выполнены к декабрю 2028 года. После этого, как ожидается, индийцы отправят в космос первый модуль станции BAS-1.

«Для достижения этой цели ISRO проведет четыре полета в рамках программы “Гаганьян” к 2026 году и разработает первый модуль BAS, а к декабрю 2028 года выполнит четыре запуска для демонстрации и проверки различных технологий для BAS», — сообщили в правительстве. В рамках этих усилий бюджет программы «Гаганьян» был увеличен на 111 миллиардов рупий ($1,35 млрд) до 201 миллиарда рупий ($2,4 млрд).

Наконец, правительство Моди одобрило разработку ракеты нового поколения NGLV, которая сможет доставлять на низкую околоземную орбиту в три раза больше полезной нагрузки, чем нынешняя LVM3 (30 тонн вместо 10 тонн). Новую ракету оснастят модульными двигательными установками и многоразовыми компонентами.

В Индии рассчитывают, что создание такого носителя позволит расширить возможности страны в космосе, включая пилотируемые полеты, исследования Луны и развертывание спутников. Кроме того, новый проект поможет обеспечить высадку индийского экипажа на Луну к 2040 году. Проект рассчитан на восемь лет, и в рамках этого срока должно состояться три испытательных полета ракеты. На его реализацию проекта выделено 82,4 миллиарда рупий ($994 млн).

Ранее стало известно, что Индия проведет первый полет корабля «Гаганьян» в декабре. На орбиту он отправится без экипажа. В Космическом центре имени Сатиша Дхавана должны скоро начать сборку транспортного средства и ракеты-носителя LVM3. Подробнее о подготовке к пуску читайте в нашей статье.