Новый рекорд: «Психея» передала данные с помощью лазера в 460 млн км от Земли
Технологии

Новый рекорд: «Психея» передала данные с помощью лазера в 460 млн км от Земли

4 октября 2024 года, 11:57

Американское аэрокосмическое агентство завершило первый этап испытаний многообещающей лазерной космической связи. Несмотря на то, что оптический канал передачи информации пока не вышел на полную мощность, его пропускная способность уже оказалась гораздо выше, чем технический потолок при использовании радиочастот. А расстояние от приемника до передатчика между тем превысило диаметр орбиты Марса.

Лазерная или оптическая связь имеет один условный недостаток: использующие ее объекты должны находиться строго на одной линии, не перекрываемой никакими посторонними телами. Все остальное можно считать ее достоинствами: надежность, энергоемкость и громадную пропускную способность. Скорее всего, в недалеком будущем она практически полностью заменит радиосвязь — по крайней мере, в космической отрасли. И НАСА уже показывает, как это будет выглядеть.

В качестве «контрагента» выступает запущенный год назад исследовательский аппарат «Психея», который на ионной тяге направляется к одноименному астероиду — одному из наиболее загадочных в Солнечной системе. Но дорога займет еще несколько лет, а пока у зонда есть возможность помочь земным инженерам в отработке перспективной технологии — тем более что расстояние между ним и нашей планетой непрерывно увеличивается.

Первые многообещающие результаты были получены, когда «Психея» находилась на удалении около 53 миллионов километров (это сопоставимо с максимальным сближением Марса с Землей). Тогда НАСА провело сеанс связи, добившись максимальной пропускной способности в 267 мегабит в секунду (примерно столь же быстро грузит видео широкополосный интернет). По мере удаления зонда эта скорость, конечно, снизилась на порядки, но не утратила своего преимущества по сравнению с радиосвязью.

Уже 24 июня максимальная пропускная способность составляла 8,3 мегабита в секунду, но и дистанция была равна 390 миллионам километров — примерно такое расстояние отделяет Марс от Земли в моменты его максимального удаления (с противоположной стороны от Солнца). Но последний тест (положение основных участников которого изображено на иллюстрации) побил все рекорды.

Во второй половине лета наземная станция передала на «Психею» сигнал, которому предстояло преодолеть 460 миллионов километров — больше, чем диаметр орбиты Красной планеты. И все равно скорость соединения превысила пороговые значения для радиосвязи почти в сто раз.

В качестве передатчика выступила целая Лаборатория оптических коммуникационных телескопов в Калифорнии, но затраты энергии на передачу данных (около 7 киловатт) получились все равно более чем скромными. Таким образом, цикл испытаний, в ходе которых зонд получил почти 11 терабит данных, закончился полным успехом, а будущее строится буквально на наших глазах.