Астрономы наблюдали рентгеновскую супервспышку на гигантской звезде
Наука

Астрономы наблюдали рентгеновскую супервспышку на гигантской звезде

21 октября 2024 года, 13:28

Международная команда астрономов стала свидетелями мощного выброса энергии, который исходил от гигантской звезды HD 251108. Проведя наблюдения за супервспышкой с помощью космических и наземных телескопов, ученым удалось в деталях описать это явление. Оказалось, что это одна из самых сильных вспышек, когда-либо наблюдавшихся астрономами.

Супервспышки — это мощные выбросы энергии с поверхности светил. Обнаружение и детальное изучение подобных явлений позволяют не только лучше понять их происхождение, но также проливают свет на то, какие процессы происходят в магнитной оболочке звезд. В качестве объекта исследования авторы статьи выбрали HD 251108 — это гигантская звезда, которая находится в 1646 световых годах от Земли.

Она представляет собой эволюционировавшее магнитно-активное светило K-типа. По массе звезда превосходит Солнце примерно в семь раз, а температура ее поверхности составляет около 4460 кельвинов. Команда астрономов наблюдала за HD 251108 с помощью космического телескопа NICER, установленного на борту МКС, и наземных телескопов.

Особый интерес к звезде в научной среде возник после того, как в конце 2022 года она пережила мощную рентгеновскую супервспышку. Специалисты рассчитывали, что, наблюдая за событием, смогут лучше понять вспышечную активность одиночных звезд-гигантов.

Исследование HD 251108 проводилось на протяжении 28 дней. За это время группе ученых, которую возглавил Ханс Мориц Гюнтер из Института астрофизики и космических исследований Кавли (Массачусетский технологический институт), удалось зафиксировать фазу затухания вспышки. Помимо этого, они смогли детально охарактеризовать явление при помощи данных о корональной температуре и динамике светимости.

Как выяснили исследователи, пиковый поток супервспышки достигал порядка 10 дециллионов эрг в секунду в диапазоне 0,5-4,0 килоэлектронвольт. Это делает ее одной из самых мощных вспышек, когда-либо зарегистрированных астрономами. Время ее затухания составило 2,2 дня. Причем в какой-то момент вспышка снова нагрелась, изменив кривую блеска — это произошло через 10 дней после пика и продолжалось недолгое время.

Также ученые определили длину вспышечной петли — по их оценке, она в 2-4 раза превышала радиус самой HD 251108. Между тем химическое содержание звезды оставалось стабильным на протяжении всей вспышки. Более того, как отметили астрономы, оно соответствовало типичным активным звездам с эффектом обратного первого ионизационного потенциала.

Как добавили авторы статьи, HD 251108 имеет вращательную модуляцию с периодом 21,3 дня. Возможно, это вызвано крупными звездными пятнами, которые стабильно вращаются вместе со звездой в течение нескольких лет. Причем они то появляются, то исчезают из поля зрения.

Ранее космический телескоп «Хаббл» сфотографировал спиральную галактику с массой звездных вспышек. Галактика NGC 5248 находится в 42 миллионах световых лет от Солнечной системы, и ее самой необычной деталью являются два «ядерных кольца».