«Хаббл» запечатлел спиральную галактику с массой звездных вспышек
Большой взрыв

«Хаббл» запечатлел спиральную галактику с массой звездных вспышек

15 октября 2024 года, 12:44

Космический телескоп «Хаббл» запечатлел очередной захватывающий пейзаж из окружающей Млечный Путь области Вселенной. Это великолепно структурированная галактика, находящаяся в 13 миллионах парсек, самой необычной деталью которой являются два «ядерных кольца».

Галактика, которой на этот раз повезло попасть в объектив инфракрасного телескопа, уже четверть века работающего на орбите Земли, носит название NGC 5248. Также она известна как Caldwell 45 — по своему месту в каталоге Колдуэлла, объединяющего самые интересные для исследователей космические объекты. Находится она в созвездии Волопаса на расстоянии 42 миллионов световых лет от Солнечной системы.

NGC 5248 принадлежит к типу, на сленге астрономов именуемому «галактиками грандиозного дизайна» — то есть с громадными и ярко выраженными спиральными рукавами. В данном случае они простираются непосредственно до центральной области, перенося туда огромные объемы газа с периферии и, тем самым, поддерживая процессы звездообразования.

Есть, однако, в этой галактике кое-что, резко отличающее ее от собратьев. А именно: два плотных концентрических кольца вокруг центра, в которых плотность молодых звезд является чрезвычайно высокой. Обычно у галактики может существовать лишь одно такое кольцо, так как оно действует, как «заградительный кордон», препятствуя проникновению газа дальше к ядру.

То, что в NGC 5248 внутри первого кольца находится второе, характеризующееся не менее активными процессами звездообразования — признак колоссальной мощи пронизывающих ее потоков вещества. Несмотря на то, что наличие этих структур первоначально стало немалым сюрпризом для астрономов, к настоящему моменту галактика становится все более и более изученной. Более того, благодаря небольшому расстоянию полюбоваться ей может любой — достаточно обзавестись хотя бы небольшим любительским телескопом.