На МКС обнаружили устойчивые к лекарствам бактерии-мутанты
Наука

На МКС обнаружили устойчивые к лекарствам бактерии-мутанты

24 апреля 2024 года, 13:35

На Международной космической станции (МКС) нашли 13 штаммов E. bugandensis – бактерии, которая отличается высокой устойчивостью к лекарствам. Выяснилось, что микроорганизмы мутировали и стали отличаться от своих аналогов на Земле – предположительно, чтобы выжить и адаптироваться в суровых орбитальных условиях.

Международную космическую станцию за 24 года ее существования посетило около 300 космонавтов. Несмотря на то, что космические агентства стараются обеспечивать стерильность и содержать любые грузы в чистоте, везде, где есть люди, будут и микробы.

В ходе двухлетнего исследования группа индийских ученых обнаружила на МКС 13 штаммов бактерии Enterobacter bugandensis, которая известна своей устойчивостью к лекарственным препаратам. Исследователи установили, что микроорганизмы мутировали и стали генетически и функционально отличаться от своих аналогов на Земле. Они смогли не только выживать в орбитальных условиях в течение долгого времени, но и стали преобладать на станции.

E. bugandensis обычно встречается в пищеварительном тракте человека, но в некоторых случаях может вызывать клинические инфекции, особенно у младенцев. При этом для взрослых бактерия практически не представляет опасности, однако ее мутации могут вызвать различные заболевания.

Как отмечают авторы научной работы, их основной целью было сравнить обнаруженные на МКС бактерии с их земными вариациями, поскольку это позволило бы изучить механизмы выживания таких микроорганизмов, а также их способы адаптации. Это особенно важно, поскольку под воздействием микрогравитации, бактерии могут стать более устойчивыми, что может угрожать здоровью космонавтов.

В ходе сравнения штаммов, собранных на МКС, с их ближайшими земными аналогами, исследователи выявили значительные различия. Например, в среднем было выявлено 578 сложных мутаций, однако такие генетические вариации наблюдались равномерно среди всех исследуемых микроорганизмов. Это говорит о том, что у образцов E. bugandensis с орбитальной станции – более отчетливые генетические мутации по сравнению с бактериями на Земле.

Дальнейшие анализы показали, что у бактерий с МКС было больше генов, связанных с важными функциями, например, транспортировкой аминокислот. Исследователи также отметили несколько новых генов, которые были только у этих образцов и отсутствовали у земных. Это говорит о том, что микроорганизмы приспособились к космическим условиям, чтобы выжить.

Чтобы определить, насколько собранные образцы «космических» бактерий устойчивы к лекарствам, ученые провели поиск генов, устойчивых к антибиотикам, с помощью базы данных. Оказалось, что на них не смогут оказать никакого влияния как минимум 23 различных препарата, что указывает на высокую степень резистентности.

Ранее российские ученые провели на борту МКС эксперимент «ЛАЗМА», результаты которого показали, что кровообращение у космонавтов нормализуется лишь на шестые сутки пребывания в невесомости, а в первые дни кровь поднимается в верхнюю часть тела.