«Уэбб» запечатлел рождение и смерть массивных звезд
Большой взрыв

«Уэбб» запечатлел рождение и смерть массивных звезд

27 марта 2024 года, 11:46

Астрономам, работающим с космическим телескопом «Уэбб», регулярно удается выхватить с его помощью нечто необычное. На этот раз речь идет об огромной и густо населенной области звездообразования, которая дает возможность взглянуть одновременно на все стадии жизни массивных звезд — от их зарождения до скорой гибели.

Туманность, которая оказалась в фокусе телескопа, представляет собой раскинувшуюся на многие парсеки область звездообразования. Возраст ее, по оценкам, составляет всего несколько миллионов лет. Большинство светил в ней еще моложе и находятся в стадии активного роста, понемногу формируя вокруг себя планеты.

Одним из таких «юношей» является главный герой первого снимка — звезда S1, находящаяся прямо в центре газовой полости. Она в 20 раз массивнее Солнца и испускает в сотни раз большие объемы энергии в виде плазменных струй, отчетливо видимых на фотографии благодаря ярко-красному цвету. Именно они и создают полость, границу которой можно различить по желтому «ободку» из крошечных частиц пыли.

Если же сильно приблизить изображение, то по бокам от звезды можно увидеть нечто вроде песочных часов. Это протопланетный диск (вид сбоку), в котором прямо сейчас, под воздействием излучения и выбросов звезды, зарождаются ее будущие спутники.

Тем не менее некоторые из звезд, несмотря на свой очень небольшой возраст, уже клонятся к закату. Примером чего является второй снимок и находящаяся в его центре звезда Вольфа-Райе, которая уже израсходовала большую часть своего водорода и потеряла атмосферу. По массе она идентична S1 и при этом в миллион раз ярче Солнца. Именно громадный «избыточный вес» заставляет звезду быстро эволюционировать и приближает момент ее неизбежной смерти.

Буквально в течение нескольких сот тысяч лет звезда Вольфа-Райе закончит свое существование, превратившись в сверхновую, что приведет к появлению либо черной дыры, либо нового сверхмассивного нейтронного карлика. Пока же одной из самых редких в Млечном Пути звезд (таких, как она, в нашей Галактике не больше 500) можно полюбоваться в обрамлении из розовой, коричневой и фиолетовой пыли, которую в свое время сдуло с поверхности светила.

И третье изображение представляет неотвратимый финал: облако газа, отмечающее собой совсем недавний взрыв сверхновой, произошедший около 350 лет назад. Оранжево-красные прожилки в ярко-зеленом облаке — это выброшенный взрывом водород, а розовые «капли», по всей видимости, являются остатками самой звезды.

Из-за странного цвета и еще более странной формы облако было прозвано астрономами «Зеленым монстром». Пока что он хранит гораздо больше тайн, чем ответов — например, откуда взялось яркое светящееся кольцо в его центре? Лишь недавно ученые начали кое-что понимать насчет происхождения «чудовища», о чем можно прочесть в этой статье.