Астрофизики объяснили происхождение «Зеленого монстра» в Млечном Пути
Большой взрыв

Астрофизики объяснили происхождение «Зеленого монстра» в Млечном Пути

10 января 2024 года, 09:13

Несколько десятков астрономов объединили данные сразу с трех разноспектральных телескопов, чтобы изучить облако осколков погибшей звезды, известное как Кассиопея А, и, в частности, недавно открытую там экзотическую структуру под названием «Зеленый монстр». Исследователи пришли к выводу, что она является результатом ударной волны, выпущенной сверхновой, которая взорвалась 340 лет назад.

Кассиопея А — ярчайший (на частотах более 1 ГГц) рентгеновский источник в нашей Галактике. То, как находящаяся от нас на расстоянии примерно 11 тысяч световых лет сверхновая разлетелась в пыль, земляне могли наблюдать во второй половине XVII века. Но до сих пор это облако обломков привлекает внимание астрономов.

В апреле 2023 года «Уэбб» открыл там новую и крайне необычную структуру — яркие и нетипичным образом сгруппированные контуры, которые из-за цвета и формы сразу же получили имя «Зеленый монстр». Но происхождение этого «монстра» долгое время оставалось загадкой, пока несколько десятков астрофизиков из Европы и Северной Америки не подключили к инфракрасным данным «Уэбба» оптические наблюдения «Хаббла» и рентгеновские — с телескопа «Чандра».

Новое чрезвычайно детальное изображение туманности объединило в себе плоды работ всех трех космических телескопов: наблюдения «Чандры» выделены синим, «Хаббл» дал белый и красный цвета, а все красное, зеленое и синее было получено «Уэббом». Кроме того, внешние части изображения также включают инфракрасные данные космического телескопа «Спитцер».

Ученые исследовали спектральные линии целого ряда элементов, оставшихся после взрыва, — магния, титана, кремния и железа. В частности, содержание двух последних в контурах «монстра» (пониженное) очень точно совпало с характеристиками внешней части облака, которое до сих пор стремительно расширяется.

Исследованиям помогло «разделение обязанностей»: «Чандра» наблюдала непосредственно обломки от взрыва, разогретые (и до сих пор не остывшие) до десятков миллионов градусов, «Хаббл» — окружающие звезды, а «Уэбб» — некоторые области, до которых пока еще не добрались ударные волны, нетронутые взрывом.

В частности, было показано, что радиоактивный титан присутствует в достаточном количестве как раз там, где нетронутых взрывом обломков сравнительно мало. А вот радиоактивный никель (который распадается на железо) оказался гораздо более распространенным внутри туманности, образуя своеобразные пустоты, нити и завихрения.

Все это помогло восстановить природу и генезис «Зеленого монстра». Как предполагали некоторые из открывших его ученых, он оказался порождением ударных волн, возникших в момент взрыва сверхновой и врезавшейся в окружавшую звезду космическую материю.