«Космический всадник»: завершены испытания системы электропитания корабля Space Rider
Технологии

«Космический всадник»: завершены испытания системы электропитания корабля Space Rider

15 апреля 2025 года, 12:49

Ключевой элемент многоразового грузового космического аппарата Space Rider («Космический всадник») Европейского космического агентства (ЕКА), предназначенный для генерации энергии, успешно прошел серию испытаний. Тесты показали его устойчивость к суровым условиям запуска на орбиту и позволяют сделать еще один шаг вперед в разработке.

Европейский многоразовый интегрированный демонстрационный космический аппарат для возвращения полезных нагрузок с орбиты Space Rider (Space Reusable Integrated Demonstrator for Europe Return) — это беспилотная роботизированная лаборатория размером с два минивэна, предназначенная для обеспечения регулярного и недорого доступа в космос для ЕКА при решении различных задач — от фармацевтических исследований до посещения орбитальных платформ. После миссий, которые могут длиться до трех месяцев, Space Rider будет возвращаться на Землю, совершать управляемый спуск в атмосфере и посадку на парашюте.

Space Rider состоит из двух основных частей: многоразового возвращаемого аппарата, построенного по схеме «несущий корпус» и одноразового сервисного отсека. Последний разрабатывается итальянской компанией Avio и, по сути, представляет собой модифицированную верхнюю ступень Vega C AVUM+ с дополнительным блоком ALEK (AVUM Life Extension Kit), закрепленным на верхней части. Блок обеспечивает увеличение ресурса ступени AVUM, в том числе будет вырабатывать энергию, необходимую для работы корабля Space Rider на орбите. Он будет оснащен развертываемыми солнечными панелями, разработанными компанией Leonardo.

ЕКА объявило о том, что основная конструкция ALEK, изготовленная компанией Beyond Gravity для Avio, прошла стендовые испытания на объекте агентства ESTEC в Нидерландах: вибрационные, акустические и ударные тесты, которые имитировали нагрузки во время запуска. Специалисты остались довольны полученными результатами. Это подтверждает, что конструкция ALEK может выдержать старт с помощью европейской ракеты-носителя Vega C.

ALEK теперь будет направлен обратно на предприятие Avio в Италии, где в сервисный модуль будут установлены ключевые бортовые системы. По данным компании, следующим важным шагом в разработке сервисного отсека станет сертификация его радиоэлектронного оборудования на заводе в итальянском городе Коллеферро, которая откроет кораблю путь в космос.

Одновременно с этим ЕКА и франко-итальянская Thales Alenia Space (главный подрядчик по разработке возвращаемого аппарата), работают над проведением ключевых бросковых испытаний прототипа в конце этого года. Для проведения тестов будет использована полноразмерная модель возвращаемого аппарата с системой посадки. Проверки позволят оценить характеристики парашютов, а также точность системы управления при посадке в пределах обозначенной зоны.

Space Rider — это первый европейский беспилотный транспортный космический корабль многоразового использования, способный доставлять полезную нагрузку на околоземные орбиты различной высоты и наклонения. При стартовой массе 4900 кг он имеет длину свыше 8 м. Объем для размещения полезной нагрузки (620 кг) составляет около 1,2 куб.м. Посадочная масса возвращаемого аппарата — 2850 кг.

Первый полет корабля Space Rider запланирован не ранее 2027 года. Его старт пройдет с помощью ракеты-носителя Vega C с модернизированной первой ступенью P160C с космодрома Куру во Французской Гвиане.