Класс редких метеоритов оказался осколками протопланеты в ранней Солнечной системе
Астрофизикам удалось восстановить часть биографии одних из самых известных астероидов в Главном поясе — (246) Аспорины и (4125) Лью Аллена. С высокой долей вероятности эти крупные и достаточно необычные космические тела дошли до наших времен с самой зари Солнечной системы. И, судя по всему, именно один из них породил редкий и необычайно древний класс метеоритов.
Появление новой звезды в облаке пыли и газа запускает процесс образования вокруг нее таких же молодых планет. Практически сразу вокруг светила появляются плотные газопылевые диски, материал в которых начинает конденсироваться. Это приводит к появлению множества планетезималей — небольших тел с плотным ядром, окруженным довольно «жидкой» оболочкой. Именно из такой планетезимали 4,5 миллиарда лет назад сформировалась наша Земля. Но далеко не всем подобным объектам удается дорасти до полноценных миров.
Судя по всему, осколками одной из ранних планет, которой «не повезло», являются ангириты. Это особая группа метеоритов, время формирования которых — первые миллионы лет существования Солнечной системы. Их отличает уникальный химический и изотопный состав — базальт с высоким содержанием оливина и редких разновидностей кислорода, магния или хрома.
Ученые предполагали, что в незапамятные времена ангириты откололись от какой-то крупной протопланеты. Проблема была в одном: следов этой «родительской» протопланеты никому не удавалось обнаружить. Но сейчас, благодаря новому исследованию, кандидаты в осколки этого космического тела наконец найдены. Это два астероида: (246) Аспорина и (4125) Лью Аллен, вращающиеся между орбитами Марса и Юпитера. Но их поиск был крайне непростым.
Сперва ученые сравнили ангириты с HED-метеоритами (говардит-эвкрит-диогенит), которые являются осколками 260-километрового астероида Веста. Это помогло выявить закономерности между характеристиками родительского тела и его обломков. Затем ученые получили спектры десяти известных ангиритов (в оптическом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне) и аналогичные спектры 712 крупных астероидов. И занялись сопоставлением.
Первоначально спектральные совпадения были найдены с четырьмя астероидами — кроме Лью Аллена и Аспорины это были (4490) Бамбери и (136617) 1994 CC. Однако тщательный анализ позволил в конечном итоге отбросить лишних кандидатов и сосредоточиться на (246) и (4125).
Разность их орбит не дает возможности предположить, что они когда-то были одним телом. Кроме того, даже крупнейшая из двух каменистых глыб — Аспорина — в поперечнике достигает всего 51 километра, что заметно меньше предполагаемых размеров «родительской» протопланеты. Вариантов два: или ученые ошиблись с этой оценкой, или, что гораздо правдоподобнее, Аспорина сама является обломком более крупного древнего тела. Прояснить это помогут новые исследования. Хотя в ближайшее время внимание многих астрономов будет приковано к другому астероиду — 2024 YR4, вероятность столкновения которого с Землей выросла за десять дней почти в два раза.