Ученые раскрыли загадку происхождения астероида Рюгу
Наука

Ученые раскрыли загадку происхождения астероида Рюгу

30 сентября 2024 года, 11:57

Ученые уточнили место происхождения астероида Рюгу. Выяснилось, что он образовался между орбитами Юпитера и Сатурна, а не на окраинах Солнечной системы, как считалось ранее. Понять это удалось благодаря анализу образцов, доставленных с небесного тела на Землю японским зондом «Хаябуса-2».

Космический аппарат «Хаябуса-2» доставил образцы с астероида Рюгу в декабре 2020 года, после чего в течение четырех лет их изучали в лабораториях по всему миру. В том числе, анализ провели исследователи из Института исследования Солнечной системы им. Макса Планка в Германии. Они рассмотрели соотношение в грунте определенных изотопов металлов – разновидностей одного и того же элемента, которые отличаются только количеством нейтронов в ядре. Так, были изучены изотопы никеля в четырех образцах с астероида Рюгу и шести образцах углеродистых хондритов, чтобы соотнести показатели.

Рюгу – астероид, который вращается вокруг Солнца примерно между орбитами Земли и Марса и периодически пересекает орбиту нашей планеты. В связи с этим, его относят к категории околоземных. Ученые предполагают, что, как и другие представители этого типа небесных тел, Рюгу попал в Солнечную систему извне, а именно – из главного пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера.

Предыдущие исследования показали, что Рюгу по свойствам можно соотнести с углеродистыми хондритами – богатыми углеродом метеоритами. Если быть точнее, он вписывается в редкую группу хондритов CI. По своему химическому составу они аналогичны Солнцу и, предположительно, образовались в дальних уголках Солнечной системы. В связи с этим, ученые предполагали, что астероид сформировался за пределами орбиты Сатурна. Результаты анализа, проведенного немецкими астрофизиками, говорят практически об обратном. Они подтвердили, что взаимосвязь между хондритами CI и Рюгу действительно есть, но они образовались позже других углеродистых хондритов и в результате совершенно других процессов.

По мнению ученых, первые углеродистые хондриты начали формироваться примерно спустя 2 млн лет после формирования Солнечной системы. Пыль и первые объекты, притягиваемые гравитационной силой нашего молодого желтого карлика, переместились с внешнего края газопылевого диска во внутреннюю часть, но на своем пути наткнулись на препятствие – недавно образовавшийся Юпитер. За пределами его орбиты, вероятно, накопились тяжелые и крупные глыбы, которые со временем стали углеродистыми хондритами. Через еще примерно 2 млн лет, под воздействием светила исходный газ постепенно испарился за пределы орбиты газового гиганта, что в конечном счете привело к появлению хондритов CI. Это объясняет, почему разные типы углистых хондритов отличаются между собой по изотопному составу и структуре.

«Результаты нас очень удивили. Нам пришлось полностью переосмыслить все - не только в отношении Рюгу, но и в отношении всей группы хондритов CI <…> Открытие показывает, насколько важными может быть лабораторные исследования в разгадке истории формирования нашей Солнечной системы», - отмечают авторы работы.

Ранее исследователи рассказали о последствиях столкновения гигантского астероида с крупнейшим спутником Юпитера Ганимедом около 4 млрд лет назад. Событие было настолько мощным, что привело к изменению оси гигантской луны.