В центре Млечного Пути обнаружены десять новых нейтронных «монстров»
Наука

В центре Млечного Пути обнаружены десять новых нейтронных «монстров»

6 августа 2024 года, 11:29

В ходе нового исследования ядра Млечного Пути астрономы выявили целую популяцию редких нейтронных звезд, принадлежащих к нескольким экзотическим типам. Все они являются пульсарами, а некоторые из них к тому же активно пожирают своих соседей. Или, подобно паукам, уничтожают другие звезды, опутывая их плазменной «паутиной».

Мишенью астрономов, использовавших телескопы Green Bank и MeerKAT, стало шаровое скопление Терзан 5 в созвездии Стрельца — совсем рядом с гигантской черной дырой в сердце нашей галактики (по крайней мере, если смотреть с Земли). Ранее в этом звездном «зверинце», отстоящем от нас на 18 000 световых лет, уже были найдены 39 пульсаров, но только что ученые добавили к этому числу еще как минимум 10 миллисекундных единиц.

Миллисекундные пульсары — это нейтронные звезды, «трупы» погибших массивных светил, которые вдобавок к чудовищной плотности обладают огромными скоростями вращения (до 700 оборотов в секунду). Это вращение превращает их в «передатчики», ритмично отправляющие в окружающий космос мощные импульсы излучения. В новой выборке ученых поразило не количество этих объектов (хотя и оно является из ряда вон выходящим), а их зашкаливающее разнообразие в пределах одного скопления.

К примеру, двое из них образуют вместе бинарную систему, что является необычайно редким явлением — из 3600 пульсаров в Млечном Пути лишь два десятка являются двойными. При этом одна из звезд, подобно вампиру, высасывает материю из другой. Это позволило ей разогнаться до 716 оборотов в секунду — это абсолютный рекорд, установленный ранее пульсаром PSR J1748−2446ad, который тоже находится в Терзане 5.

Кроме того, как минимум три нейтронные звезды астрономы сразу классифицировали, как «паучьи». Они отличаются тем, что опутывают звезды-компаньоны сетью своего высокоэнергетического излучения, после чего пожирают. Отсюда другие названия — «черные вдовы» или «красноспинки» (в честь Latrodectus hasselti, каракурта из Австралии), которые присваиваются в зависимости от размеров поглощаемых звезд.

Увеличение известного числа сверхплотных «монстров» в скоплении почти до полусотни должно не только озадачить астрономов, но и продвинуть их в понимании процессов звездной эволюции, которые приобретают все более экзотический характер по мере приближения к центру Млечного Пути. Не исключено, что вскоре внутри Терзана 5 будут обнаружены новые «чудовища», причем сделать это могут как профессиональные астрономы, так и любители — в рамках проекта Einstein @Home.