«Уэбб» запечатлел светящийся квазар в форме драгоценного кольца
Большой взрыв

«Уэбб» запечатлел светящийся квазар в форме драгоценного кольца

8 июля 2024 года, 14:44

Космический телескоп «Уэбб» сделал новый снимок квазара RX J1131-1231, расположенного примерно в 6 млрд световых лет от Земли в созвездии Чаши. На уникальном изображении, которым поделилось Европейское космическое агентство (ЕКА), астрономический объект по своей форме напоминает кольцо с бриллиантами. Однако это вовсе не дефект в оптике космического аппарата, а результат такого явления, как гравитационное линзирование.

Изображение было получено с помощью прибора среднего инфракрасного диапазона MIRI на борту телескопа «Уэбб», который проводит наблюдения для изучения темной материи. В верхней части «драгоценного кольца» находятся три ярких точки, от которых исходят дифракционные всплески, расположенные рядом друг с другом — все это один квазар, продублированный несколько раз. Маленькая синяя точка в центре — это эллиптическая галактика.

Гравитационное линзирование — это эффект, который возникает, когда форма и направление свет изгибается под действием гравитации. Такое явление позволяет исследователям находить и изучать далекие астрономические объекты, которые невозможно увидеть напрямую.

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна лежит в основе понимания и объяснения этого явления. Известный физик объяснял гравитацию как следствие искривления пространства-времени массивными объектами, такими как звезды и галактики. Из-за этого происходит отклонение световых лучей, что и приводит к гравитационному линзированию.

Измерения рентгеновского излучения квазаров с помощью телескопа «Уэбб» помогут ученым выяснить, с какой скоростью вращается центральная черная дыра. Это, в свою очередь, позволит понять, как черные дыры растут и развиваются с течением времени. Например, если черная дыра растет в основном в результате столкновений и слияний галактик, она должна накапливать материал в аккреционном диске, а постоянный приток нового материала должен приводить к ускорению ее вращения.

В другом случае, если бы черная дыра росла в течение нескольких небольших периодов аккреции, она накапливала бы материал из разных направлений. Наблюдения показали, что черная дыра в квазаре RX J1131-1231 вращается со скоростью, превышающей половину световой. Это говорит о том, что она выросла за счет слияния, а не притягивания материала.

Ранее «Уэбб» запечатлел «фейерверк» вокруг формирующейся звезды. На снимке виден момент превращения протозвезды L1527 в полноценное светило. Изображение наглядно показывает, как молодой астрономический объект влияет на область вокруг него.