«Уэбб» запечатлел «фейерверк» вокруг формирующейся звезды
Большой взрыв

«Уэбб» запечатлел «фейерверк» вокруг формирующейся звезды

3 июля 2024 года, 13:38

Взрывы в космосе не слышны (если это не космос из «Звездных войн»), но иногда воображение отчетливо «дорисовывает» их в нашем сознании. Нечто в таком духе происходит при взгляде на новейший снимок телескопа «Уэбб», который зафиксировал момент превращения протозвезды в полноценное светило — в ореоле ярких огненных «брызг».

Возраст объекта в центре фотографии — всего 100 тысяч лет, что по меркам космоса является почти мгновением. Это L1527, юная протозвезда, которая активно «искрит», жадно притягивая к себе материю из окружающего ее газопылевого диска. По мере того, как она будет превращаться в звезду, облако вокруг будет пропадать, пока не исчезнет полностью. При этом часть его, вероятно, превратится в планеты.

Раньше «Уэбб» уже разглядывал эти космические «песочные часы» — с помощью NIRCam, камеры ближнего инфракрасного диапазона. Теперь настала очередь MIRI (камеры среднего диапазона), которая дает совершенно новый в своей детальности пейзаж: потоки газа, устремляющиеся к звезде, благодаря своей температуре и скорости становятся похожи на фейерверк. Приглядевшись, внутри него можно увидеть отдельные нитевидные структуры.

Синий цвет (который на изображении явно доминирует) — это облака газа, содержащего в большом количестве молекулы на основе углерода. Прежде всего — полициклические ароматические углеводороды, такие как хризен, пирен, бензатрацен или всем известный нафталин (так что у космического облака вместо звука вполне может иметься отчетливый запах).

Сама протозвезда, окруженная плотным слоем пыли и молекулярного водорода, выделяется своим ярко-красным цветом. Белые же области, в местах перехода от «горловины» песочных часов к их «чашам», представляют собой смесь углеводородов, густой пыли и ионизированного инертного газа — неона (тот самый, который земляне активно используют в разнообразных лампах и компьютерной технике).

На примере всего этого превосходно видно, как нарождающаяся звезда влияет на область космоса вокруг нее. Где-то — расшвыривая материю ударными гравитационными волнами, а где-то — активно поглощая ее, как бодибилдер «на массе». Через несколько десятков тысяч лет этот процесс остановится, и звезда станет похожа на Солнце — так, что будет видима уже не только в инфракрасном, но и в привычном нам, оптическом диапазоне.