В ранней Вселенной нашлись галактики, похожие на Млечный путь
Большой взрыв

В ранней Вселенной нашлись галактики, похожие на Млечный путь

13 июня 2024 года, 10:06

Согласно господствующему в космологии представлению, высокоорганизованные спиральные галактики, такие как Млечный Путь, могли появиться не ранее, чем через 6-7 миллиардов лет после Большого взрыва. Но новое исследование, проведённое при помощи космического телескопа «Уэбб», показало, что аналогичных галактик полно даже в гораздо более молодых областях Вселенной. Судя по всему, теоретически рассчитанную скорость формирования галактик астрономам придётся рассчитывать заново.

Спиральные галактики состоят из небольшой, но чрезвычайно плотной области в центре (иногда имеющей вид перемычки) и длинных закрученных звёздных рукавов, всё более разреженных по мере удаления от своего начала. Сложность такой структуры заставляла учёных предполагать, что для её развития нужен не один миллиард лет. До поры это предположение подкреплялось фактом, что большинство наблюдаемых древних галактик были простыми эллиптическими.

Но благодаря современным телескопам стал возможен гораздо более детальный анализ самых далёких окраин нашей Вселенной. И новейшее исследование показало целую россыпь спиральных галактик, не менее эффектных, чем Млечный Путь, но при этом провокационно молодых — не старше 2 миллиардов лет.

Судя по всему, в области космоса, удалённой от нас на 11-12 миллиардов световых лет, высокоорганизованную спиральную структуру имеет почти 30% галактик. Более того, они выглядят уже вполне сформировавшимися — то есть свою форму они приобрели ещё раньше.

Учёные до сих пор однозначно не установили, как именно образуются спиральные «щупальца» — вероятно, существует сразу несколько относительно равновероятных сценариев. Но представление о том, что все они требуют многих миллиардов лет, явно придётся отбросить. Ещё один козырь получат те учёные, согласно концепциям которых спиральная форма — не конечная точка, а «промежуточный этап» эволюции галактик.

Кроме того, более детальное изучение свежеоткрытых звёздных скоплений сможет актуализировать представления современной науки о Млечном Пути — ведь он тоже довольно древний. И как раз к указанному периоду времени (около 2 миллиардов лет после Большого взрыва) относится примерная точка его зарождения. Впрочем, наша галактика однажды может и перестать быть спиральной — когда ещё через миллиард лет переживёт столкновение с Туманностью Андромеды.