10 лет первому российскому спутнику связи на тяжелой платформе
Космический архив

10 лет первому российскому спутнику связи на тяжелой платформе

26 декабря 2023 года, 09:55

Ровно 10 лет назад на геостационарную орбиту был запущен первый спутник связи «Экспресс АМ5», созданный на новой тяжелой платформе «Экспресс-2000» в ИСС им. М.Ф. Решетнева (сейчас АО "Решетнев"). Это уникальный аппарат, масса которого не позволяет ракете-носителю вывести его на расчетную орбиту. Спутник довывел себя сам, с помощью собственных двигателей.

В конце "нулевых" в ИСС им. академика Решетнева (Железногорск) было принято решение заменить устаревшие серии герметичных платформ КАУР-3 и КАУР-4 для телекоммуникационных спутников новой негерметичной платформой. Для запусков спутников на ракетах-носителях «Союз-2» была разработана легка платформа «Экспресс-200». А для «Протона М» создали тяжелую платформу «Экспресс-2000» (позже - ее экспортную модификацию "Экспресс-4000"). 

Руководил созданием новых спутниковых платформ, а также спутников на их базе, генеральный директор - генеральный конструктор компании «Информационные спутниковые системы связи имени академика М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов.

Спутник «Экспресс АМ5» / Фото: АО "Решетнев"
Спутник «Экспресс АМ5» / Фото: АО "Решетнев"

Тяжелую платформу «Экспресс-2000» предполагалось использовать для создания спутников связи для российских потребителей, в том числе имеющих ограничения на применение в составе своих космических аппаратов импортных комплектующих и программного обеспечения, то есть, в интересах Роскосмоса, Министерства обороны, а также других заказчиков с похожими требованиями. На этой платформе в 2013 году и был построен по заказу ФГУП «Космическая связь» первый такой спутник -  «Экспресс АМ5».

26 декабря 2013 года «Экспресс АМ5» был запущен с 24-го стартового комплекса 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон М» с разгонным блоком «Бриз М».  

Основная задача этого спутника: предоставление пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ в интернет), создание сетей VSAT, а также подвижной правительственной связи.  На «Экспрессе АМ5» установлено 84 транспондера, работающих в четырёх диапазонах частот.

Модуль полезной нагрузки для «Экспресса АМ5» разработало ФГУП НИИР. Поставщиками ретранслятора и антенных систем была канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA). Рефлекторы антенн с контурными диаграммами направленности создавали в ИСС им. Решетнева.

Для работы крайне энергоемкого спутника потребовалось 17 750 кВт мощности. Чтобы ее удовлетворить, пришлось прибегнуть к уникальным техническим решениям, в результате которых масса спутника составила около 3 358 кг, что на 108 кг превысило возможности средств выведения. Успешно решить задачу запуска космического аппарата «Экспресс-АМ5» на геостационарную орбиту позволило еще одно новое техническое решение. Впервые в отечественной практике спутник был довыведен с помощью его бортовых электрореактивных двигателей коррекции. Этот процесс занял почти три месяца. Наконец, 11 марта 2014 года начались приёмо-сдаточные испытания полезной нагрузки, а 22 апреля 2014 года было переведено вещание со спутника «Экспресс АМ3» на новый космический аппарат тяжелого класса «Экспресс-АМ5».

Более 9 лет «Экспресс АМ5» работал без сбоев. 3 июня этого года произошёл отказ контура терморегулирования. Для сохранения работоспособности спутника часть транспондеров была отключена, после чего ёмкость его полезной нагрузки сократилась. Большинство пользователей аппарата смогли продолжить работу, остальные перешли на новые спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

На данный момент телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ5» продолжает работать на орбите, предоставляя услуги цифрового телерадиовещания и высокоскоростного доступа в интернет, подвижной правительственной связи и другие.