Создатель "Мира": бывшему генконструктору РКК "Энергия" Юрию Семенову - 90 лет
Космический архив

Создатель "Мира": бывшему генконструктору РКК "Энергия" Юрию Семенову - 90 лет

20 апреля 2025 года, 06:27

Юрий Семенов пришел на работу в ОКБ-1 по приглашению самого Сергея Королёва и прошел путь от заместителя ведущего конструктора до генерального конструктора и президента Ракетно-космической корпорации «Энергия», которую возглавлял 16 лет. При его непосредственном руководстве создавались все долговременные орбитальные станции, ракетно-космическая система «Энергия-Буран» и орбитальный комплекс «Мир». Им же реализована идея в сотрудничестве с США создать Международную космическую станцию.

На работу к Королеву с благословения Янгеля

Юра Семёнов родился 20 апреля 1935 года в городке Торопец Тверской области, в семье служащего. До 1941 года семья Семеновых жила во Ржеве, а в начале Великой Отечественной войны он, вместе с матерью, эвакуируется на ее родину в село Вогулка Пермского края. В 1946 году отца перевели на службу в Днепропетровск, куда переехала и семья. В 1949 году в 8 класс средней школы №23, где учился Юра Семенов, поступила Валя Кириленко, которая 29 июня 1957 года стала его женой и матерью двух дочерей Татьяны и Ольги.

После окончания школы в 1953 году Юрий Семенов поступил на Физико-технический факультет Днепропетровского университета, который окончил в 1958-м по специальности «инженер-механик» (жидкостные ракетные двигатели).

Интересный факт: будущий генеральный конструктор ракетно-космических систем успевал серьезно заниматься спортом. Он стал «Мастером спорта СССР» по волейболу и даже выступал за сборную Украинской ССР.

По окончании университета Семенов был направлен на работу в знакомое ему по производственной практике днепропетровское ОКБ-586, которым в то время руководил Михаил Янгель. Общение с Михаилом Кузьмичом заложило основу характера будущего руководителя огромного предприятия.

Юрий Павлович вспоминает: «Запомнился Янгель прежде всего высокой самоорганизацией, высочайшим профессионализмом, уважением к людям, умением сразу расположить собеседника к себе… Указания Михаила Кузьмича всегда воспринимались как закон, руководство к действию. Он на дух не переносил болтунов и не позволял себе отчитывать подчинённого при коллегах. Только один на один. А «разнос» устраивал тихим, спокойным голосом, но в таком тоне, что хотелось немедленно бежать исправлять промах».

В ОКБ-586 Юрий Семенов занимался созданием боевых ракетных комплексов Р–12, Р–14, Р–16 и первых спутников серии ДС, пройдя путь от инженера до начальника группы.

Юрий Семенов: «В ОКБ–586 я проработал более пяти лет. Очень часто за эти годы я приезжал в ОКБ–1 в командировки и встречался с С.П. Королёвым. А в конце 1963 года после очередного совещания, куда я приехал для решения производственных вопросов по совместным проектам, С.П. предложил перейти на работу к нему. Вернувшись в Днепропетровск, рассказал Янгелю о полученном предложении. Михаил Кузьмич выслушал меня и спросил, а сам‑то я как решил? Выслушав мои доводы, что там я смогу работать над созданием пилотируемых кораблей и станций (эта тема очень увлекала меня), дал своё согласие на перевод, и лично позвонил С. П. Королёву. Таким образом, он как бы благословил меня на работу в ОКБ–1».

В 1964 году Юрий Семенов перевелся в ОКБ-1 в подмосковные Подлипки-Дачные и включился в работу группы конструкторов, разрабатывавших новый космический корабль 11Ф615 – будущий «Союз». Менее чем через год Королёв назначил 30-летнего Семенова заместителем Алексея Тополя – ведущего конструктора этого проекта.

Главный по орбитальным станциям

В 1966 году после внезапной кончины Сергея Королёва и образования Министерства общего машиностроения (МОМ) ОКБ-1 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Через год главный конструктор Василий Мишин назначил Юрия Семенова ведущим конструктором корабля 7К–Л1 для пилотируемого облета Луны.

Корабль, создававшийся в ЦКБЭМ, должен был выводиться на околоземную орбиту ракетой-носителем Ур-500К, созданной в ЦКБМ (бывшее ОКБ-52) Владимира Челомеем с разгонным блоком «Д» местного производства. Корабль 7К-Л1 запускался под названием «Зонд» и даже четырежды облетал Луну. Но во многом из-за невысокой в то время надежности ракеты-носителя пилотируемый облет Луны все откладывался, а после декабрьского 1968 года полета американского корабля «Аполло-8», который не только облетел Луну, но и сделал несколько витков вокруг нее, программа потеряла актуальность и вскоре была закрыта.

В 1970 году группа проектантов ЦКБЭМ добилась распоряжения МОМ об ускоренном создании долговременной орбитальной станции (ДОС) на базе корпусов разрабатываемой в ЦКБМ станции «Алмаз» и систем кораблей 7К-ОК «Союз».

«По предложению основных авторов ДОС, я был назначен ведущим конструктором этого направления и одновременно освобождён от должности ведущего конструктора по теме 7К–Л1» - вспоминал Юрий Семенов.

Уже 19 апреля 1971 года первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют» была выведена на орбиту.  Сразу возникла проблема: не открылась крышка отсека научной аппаратуры и экипаж оказался недогруженным научной программой. Кроме того, возникло задымление в одном из пультов управления, из-за чего экипаж чуть не покинул станцию. В завершение серии неприятностей произошла трагедия: 30 июня 1971 года космонавты первой экспедиции Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, отработавшие на «Салюте» 24 дня, погибли при возвращении на Землю из‑за разгерметизации спускаемого аппарата.

1 / 6

Ведущий конструктор по станциям ДОС Юрий Семёнов, чётко организовал работу по устранению всех замечаний, которые возникали при испытаниях ДОС-1, на ДОС-2, готовившейся к пуску в контрольно-испытательной станции. Борис Черток писал: «На оперативных совещаниях, когда речь заходила о дефиците, задержках поставок, он [Семенов] настаивал на чёткой фиксации и отчётности по любой мелочи, «до гвоздя!» Даже когда таких «гвоздей» сотни, необходимо разбираться с каждым в отдельности». Тем не менее, неудачи преследовали проект создания ДОСов. Еще две станции, созданные под четким руководством Семенова не смогли работать из-за аварии ракеты-носителя и ошибки в управлении.

В мае 1974 года ЦКБЭМ было преобразовано в НПО «Энергия». Директором и генеральным конструктором был назначен Валентин Глушко, а Юрий Семенов продолжил руководить созданием станций серии ДОС уже в должности главного конструктора.

Наконец, 26 декабря 1974 года на орбиту выведена станция второго поколения ДОС-4, получившая открытое название «Салют-4». На ней успешно отработали два экипажа. Это был долгожданный успех! За ее создание Юрий Павлович был удостоен звания Героя Социалистического Труда и первого ордена Ленина.

Менее чем через три года под руководством Семенова была создана станция третьего поколения. Благодаря наличию двух стыковочных узлов, она могла дозаправляться топливом для подъема орбиты, пополняться грузами и позволяла принимать экспедиции посещения. Она была запущена на орбиту под названием «Салют-6» 29 сентября 1977 года.

В январе 1978 года Семенова назначили заместителем генерального конструктора НПО "Энергия" и одновременно главным конструктором космических кораблей и орбитальных станций. С этого времени Юрий Павлович наряду с созданием следующих станций, руководил разработкой новых модификаций кораблей «Союз», реализацией национальных и международных программ пилотируемых полетов и возглавлял работы по пилотируемой части программы "Интеркосмос".

На «Салюте-6» проработало пять основных длительных и одиннадцать краткосрочных экспедиций, на станцию слетали 8 представителей социалистических стран.

19 апреля 1982 года на орбите приступила к работе более усовершенствованная версия станции – «Салют-7». На ней отработали четыре основные экспедиции и пять экспедиций посещения, в экипажи которых впервые входили космонавты из капиталистических и развивающихся стран.

На «Салюте-7» был поставлен рекорд по непрерывной продолжительности полета (1 год и 2 месяца), отработана методика стыковки с некооперированной станцией, наращивания мощности солнечных батарей, а также стыковка и управление совместным полетом 20-тонных станции и корабля-модуля ТКС.

От "Салюта" к "Миру" и "Бурану"

25 июня 1986 года в связи запуском и началом эксплуатации орбитального комплекса «Мир», создание которого тоже происходило под руководством главного конструктора Юрия Семенова, работы с «Салютом–7» были прекращены. Но до этого был выполнен уникальный эксперимент.

Космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев перелетели с ОК «Мир» на «Салют-7», поработали на нем выполнив два выхода в открытый космос, и вернулись обратно на «Мир». При этом они перевезли с «Салюта-7» на «Мир» более 800 кг научного оборудования.

Советский семимодульный 140 тонный орбитальный комплекс «Мир» стал единственной в мире многофункциональной международной лабораторией, на которой в течение 15 лет космонавты и астронавты 13 стран проводили научные эксперименты, отлаживали технологии для использования на перспективных пилотируемых станциях и комплексах.

Юрий Семенов вспоминает: «В день запуска базового блока орбитальной станции «Мир» никто даже представить себе не мог, какое интересное и неповторимое будущее ожидает эту станцию».             

В конце 1981 года Юрий Семенов не только руководил разработкой и эксплуатацией орбитальных станций «Салют-7» и «Мир». По настоянию Валентина Глушко ему поручили возглавить кооперацию для создания многоразового космического корабля "Буран".

Семенову удалось организовать эффективное управление столь масштабным проектом. В создании «Бурана» участвовало около двух миллионов человек, работавших на более тысячи предприятий Советского Союза. В 1983 году Семёнов возглавил создание действующего комплексного стенда для испытаний космического корабля, не имевшего на тот момент аналогов в мире.

В 1987 году Юрий Павлович был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по рекомендации Глушко. На завершающих этапах проектирования системы «Энергия – Буран» Семёнов занимался подготовкой «Бурана» к лётным испытаниям, руководил сборкой комплекса на космодроме.

15 ноября 1988 года «Буран» с помощью ракеты-носителя «Энергия» был выведен на околоземную орбиту и после двух витков совершил первую в мире посадку в полностью автоматическом режиме. Несмотря на то, что в 1993 году проект «Энергия-Буран» был закрыт, многие технические решения, разработанные для него, применяются до сих пор.

После смерти Валентина Глушко Юрий Семенов, в августе 1989 года был назначен генеральным конструктором НПО «Энергия» и занял исторический кабинет, который в январе 1966 года навсегда покинул Сергей Павлович Королёв.

Международная космическая станция

В 1991 году к должности Юрия Семенова «генеральный конструктор» прибавилась еще одна не менее ответственная - «генеральный директор».  

Вместе с генеральным директором Российского космического агентства Юрием Коптевым Юрий Семенов реализовал идею участия России в создании Международной космической станции благодаря чему было сохранено пилотируемое направление отечественной космонавтики.

В 1994 году НПО «Энергия» было преобразовано в Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" им. С. П. Королева. Юрий Семенов стал президентом и генеральным конструктором этой корпорации, по-прежнему выполняя функции председателя Совета главных конструкторов и технического руководителя пилотируемых программ России.

Вот только наиболее важные изделия «Энергии», введенные в эксплуатацию за 16 лет работы Юрия Павловича Семенова генеральным конструктором:

  • 1989 год -- модернизированный грузовой космический корабль «Прогресс–М»;

  • 1989 – модуль «Квант-2» станции «Мир»;

  • 1990 – модуль "Кристалл" станции Мир»;

  • 1990 – автоматическая космическая обсерватория "Гамма";

  • 1990 – первое испытание возвращаемой баллистической капсулы «Радуга»;

  • 1993 -- подключение России к программе создания Международной космической станции;

  • 1994 – разгонный блок «ДМ-2М»;

  • 1995 – модуль «Спектр» станции «Мир»;

  • 1995 – стыковочный отсек для приема шаттлов станции «Мир».

  • 1996 - модуль «Природа» станции «Мир»;

  • 1998 - функционально-грузовой блок «Заря» — первый модуль МКС;

  • 1999 - первый (демонстрационный) запуск ракеты-носителя «Зенит3SL2» с морского стартового комплекса с разгонным блоком ДМ-SL;

  • 1999 – геостационарный спутник связи «Ямал-100»;

  • 2000 – служебный модуль «Звезда». Начало эксплуатации МКС в постоянно пилотируемом режиме;

  • 2001 – уникальная операция – сведение 140-тонного «Мира» с орбиты;

  • 2001 – стыковочный отсек «Пирс» для МКС;

  • 2002 – модернизированный пилотируемый корабль «Союз ТМА»;

  • 2003 – более мощный спутник связи для геостационарной орбиты «Ямал-2000».

За годы работы в «Энергии» (ЦКБЭМ) Юрий Павлович руководил подготовкой к запуску 15 станций и модулей к ним, 72 пилотируемых «Союзов» и более сотни грузовых «Прогрессов». Проводил на орбиту более 200 космонавтов и астронавтов.

В 2000 году доктор технических наук Юрий Семенов избран действительным членом Российской академии наук.

За самоотверженную работу по освоению и использованию космоса Юрий Павлович удостоен второго ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, а в 1995 году ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени. Он также стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии РФ и Премии правительства России.

В 2005 году в возрасте 70 лет Юрий Павлович Семенов ушел на заслуженный отдых, но ненадолго. Космическая отрасль еще пять лет не отпускала Юрия Павловича: с 2007 по 2012 год он возглавлял Научно-технический совет РКК "Энергия".

Редакция Pro Космос поздравляет выдающегося конструктора космических аппаратов Юрия Павловича Семенов с юбилеем, желает здоровья и долгих лет.