Первый бортинженер в космосе: 90 лет Алексею Елисееву
Космический архив

Первый бортинженер в космосе: 90 лет Алексею Елисееву

13 июля 2024 года, 07:07

Одному из самых легендарных советских космонавтов, дважды Герою Советского Союза, кавалеру трех орденов Ленина, доктору технических наук Алексею Станиславовичу Елисееву сегодня исполняется 90 лет. Он стал первым представителем отряда космонавтов из первого гражданского набора, полетевшим в космос. И несмотря на преследовавшие в полетах неудачи, трижды побывал на орбите. Потом несколько лет руководил полетами в ЦУПе. А до и после этого строил ракеты и космические корабли.

Ракетостроитель

Алексей Елисеев родился в 1934 году в городе Жиздре, недалеко от Калуги.  Отца Станислава Курайтиса не помнит. Когда Леше был всего год, отца приговорили к пяти годам заключения «за антисоветскую агитацию», вылившихся в четверть жизни. После освобождения «по отсутствию состава преступления» Курайтис в семью не вернулся. Воспитывали Алексея отчим и мать Валентина Елисеева, которая, несмотря на клеймо жены врага народа стала заведующей лабораторией Института физической химии АН СССР, доктором технических наук, профессором, «Заслуженным изобретателем».

В 1941 году Лешу переправили к эвакуированным из Ленинграда бабушке с дедушкой в Кокчетавскую область (Казахстан), где Елисеев закончил второй класс школы. В 1943 году вернулся в Подмосковье, а в 1946-м - в Москву, где закончил среднюю школу № 167 и поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. Учился с увлечением. Отметок «уд» в его зачетке не было. По окончании МВТУ два с половиной года Алексей работал в совершенно секретном НИИ-1, где занимался исследованием динамики полета ракет. 5 октября 1957 года по дороге на работу узнал из газеты, что накануне был запущен первый искусственный спутник Земли. Именно тогда он навсегда «заболел» космосом.

Алексей Станиславович не раз отмечал: факты, что он по отцу литовец и сын репрессированного по политической статье, никого никогда не интересовали и не мешали ему работать в совершенно секретных организациях, а, также полетам в космос.

По различным каналам Алексей узнал, что ракеты и первый спутник создали в ОКБ-1 и решил туда перейти, но его, как молодого специалиста, не отпустили. Тогда он применил хитрость: в декабре 1959 года поступил в очную аспирантуру МФТИ. Под этим предлогом уволился из НИИ-1 и почти сразу поступил на работу в ОКБ-1 в отдел Бориса Раушенбаха. Там ему поручили очень ответственное направление: проектирование системы ручного управления пилотируемого корабля 3КА – будущего «Востока», а позже 3КВ (трехместного «Восхода»), (будущего корабля «Союз») и даже 11Ф91 (корабля для облета Луны).

Космонавт

Но мечта о полете не покидала. Елисеев вспоминал: «Не знаю, многие ли так устроены или это только у меня такая дурацкая натура - иногда привяжется какая-нибудь мысль и сопровождает тебя постоянно, пока не пойдешь у нее на поводу. Вот и идея полета в космос сидела в голове, как заноза, и постоянно мучил вопрос: «А что, если попытаться?» Даже не вопрос, а чувство, будто бы я уже решил, что надо попытаться. И это чувство не покидало меня».

В конце 1962 года он по протекции Константина Бушуева (одного из заместителей Сергея Королева) попал в Центральный военный авиационный госпиталь, прошел оба этапа медицинского обследования, аналогичного тому, которое там проходили военные кандидаты, но заключения о годности к спецтренировкам не получил.

Вот как об этом написал сам Алексей Елисеев: «В то самое утро, когда должен был состояться мой заключительный осмотр, в госпиталь приехал Королев, чтобы добиться для кандидатов-инженеров облегченных медицинских требований. Он убеждал врачей что его инженеры много работают и не имеют возможности регулярно заниматься физкультурой, поэтому не могут соревноваться с летчиками в физической подготовке. Врачи утверждали, что нельзя гарантировать работоспособность человека в полете, не проверив его здоровья досконально. Дискуссия была острой и длилась около трех часов. Один из врачей, чтобы выиграть «сражение», сказал: «Вы зря волнуетесь, Сергей Павлович. Вы найдете у себя инженеров, которые будут отвечать нашим требованиям. Вот у нас сегодня завершает обследование ваш инженер Елисеев». И тут Королев взорвался: «Как завершает обследование? Кто разрешил? Кто направил? Немедленно выписать!». И Елисеева выписали из госпиталя по мнимой причине «повышенного пульса».

Но у Алексея было завидное качество — упорство. Недаром он был мастером спорта по фехтованию. В 1963-64 годах он вместе с военными кандидатами в космонавты отряда ЦПК прошел отдельные виды спецподготовки.  Весной 1965 года Сергей Королев направил несколько своих инженеров на медобследование в только что созданный Институт медико-биологических проблем. 12 человек получили положительное заключение годности и среди них был Алексей Елисеев. Но дальше дело тогда не пошло.

Только после кончины Королева, сменившему его Василию Мишину 23 мая 1966 года удалось в ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1) сформировать первую группу из восьми гражданских космонавтов-испытателей. В ней оказался Алексей Елисеев. В сентябре того же года четверо, включая Елисеева, начали подготовку в ЦПК. 

Вот как характеризовал Алексея Елисеева первый космонавт планеты Юрий Гагарин, тогда заместитель начальника ЦПК: «Разрешение тренироваться в отряде космонавтов Елисеев  получил в 1966 году... К нам много приходит инженеров с предприятий, но никого так ребята не уважают, как Елисеева. Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться. Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию... Есть у Елисеева прекрасное качество — умение слушать собеседника. Он не перебьет тебя, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Я знаю, что Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок. В числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно: по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыши».

1 / 7

16 ноября 1966 года были сформированы экипажи для первой в мире стыковки двух пилотируемых космических кораблей. На первом корабле должен был стартовать Владимир Комаров и состыковать его со вторым кораблем, на борту которого должны были полететь Валерий Быковский, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. Затем Хрунов и Елисеев должны были надеть скафандры, разгерметизировать бытовой отсек своего корабля и перейти в такой же отсек корабля Комарова, в котором и совершить посадку. Быковский должен был приземляться в одиночестве.

23 апреля 1967 года Владимир Комаров стартовал на «Союзе-1». Сразу после старта обнаружилось, что не открылась одна из панелей солнечных батарей, возникла нехватка электроэнергии и нарушилась центровка всего корабля. По настоянию академика Мстислава Келдыша полет решили прекратить, а старт «Союза-2» отменить. При посадке, осложненной еще несколькими неисправностями, спускаемый аппарат с Комаровым на борту из-за отказа парашютной системы врезался в землю. Расследование показало, что такая же неисправность парашютной системы была и на «Союзе-2». Если бы не Келдыш, экипаж «Союза-2», в которым был Алексей Елисеев, погиб бы. Но трагическая гибель Комарова не сломила желание Алексея Станиславовича самому лететь в космос.

Полеты

И это ему удалось! 15 января 1969 года он ушел в свой первый космический полет, став первым космонавтом с полетной должностью «бортинженер». Стартовав на «Союзе-5» вместе с Борисом Волыновым, после стыковки с «Союзом-4» он, вместе с Евгением Хруновым, перешел через открытый космос из своего корабля в корабль Владимира Шаталова и в нем вернулся на Землю.

Таким образом Алексей Елисеев полетел в космос первым из первого набора гражданских космонавтов, он также стал первым гражданским космонавтом, вышедшим в открытый космос.   

На октябрь того же года намечалось запустить целую эскадрилью кораблей «Союз», два из которых должны были состыковаться, а экипаж третьего запечатлеть этот процесс со стороны фото и кинокамерами. В основных экипажах к этому полету стали готовиться сразу 11 космонавтов (8 в основных экипажах и трое – дублеры для всех). Но все пошло не так. По различным причинам дублеры (командир и бортинженер) были сняты с подготовки и вместо них дублерами назначили уже опытных Алексея Елисеева и Владимира Шаталова. 17 сентября по результатам комплексных тренировок основной экипаж «Союза-8» (Андриян Николаев и Виталий Севастьянов) заменен дублерами Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым. 13 октября они во второй раз отправились в космический полет. 

Но выполнить программу полета им не удалось. На их корабле отказала радиотехническая система автоматического сближения и стыковки «Игла». Корабли под управлением с Земли пролетели мимо друг друга на расстоянии нескольких километров, а для ручной стыковки это расстояние не должно превышать 100-200 метров.  Шаталов и Елисеев сделали все от них зависящее, но стыковка сорвалась.

Тем не менее Алексей Елисеев и его командир Владимир Шаталов стали первыми космонавтами дважды Героями Советского Союза, если не считать Владимира Комаровка, которому присвоили вторую звезду Героя посмертно.

Наступало второе десятилетие пилотируемых космических полетов. Завершалось создание первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют». В сентябре 1970 году Алексея Елисеева, как самого опытного бортинженера, назначили в основной экипаж первой экспедиции на эту станцию вместе с уже летавшим космонавтом Георгием Шониным и новичком инженером Николаем Рукавишниковым. Но судьба в третий раз свела Алексея Елисеева в один экипаж с Владимиром Шаталовым.

12 февраля 1971 года, когда до старта оставалось около двух месяцев, Шонин был отстранен от подготовки «за нарушение режима космонавта». Вместо него командиром экипажа назначили наиболее опытного из военных космонавтов Владимира Шаталова. Более опытного экипажа в СССР тогда не могло быть, тем не менее полет Шаталова, Елисеева и Рукавишникова оказался неудачным.

После успешного касания и захвата друг друга стыковочными узлами корабль начал колебаться относительно станции и стыковочный механизм сломался. Герметичного соединения не получилось, а расстыковку удалось произвести с огромным трудом.

Алексей Елисеев вспоминал: «Я стоял [после посадки] около спускаемого аппарата и размышлял, что же делать дальше. Как разорвать этот круг неудач. Сделать еще одну попытку? Нет, пожалуй, хватит. Новых впечатлений, ради которых стоило бы расходовать такую большую часть жизни, я, наверное, больше не получу. Надо с полетами кончать. Делиться этими мыслями я ни с кем не стал».

Руководитель полетами, снова ракетостроитель и преподаватель

Вскоре, его, как самого опытного, прошедшего столько нештатных ситуаций в реальных космических полетах, назначили руководителем полетами. За свою карьеру в ЦУПе Алексей Станиславович управлял полетами, начиная с трагического «Союза-11» и до «Союза-40», за что был удостоен Государственной премии СССР. За участие в испытаниях на «Союзе-22» созданного в ГДР многозонального фотоаппарата MKF-6 и внедрении его в штатный состав бортовой аппаратуры станции «Салют-6» Елисеев был удостоен звания Героя ГДР, а за управление аварийным кораблем «Союз-33» с болгарским космонавтом на борту – Героя НРБ и ордена Димитрова.

В 1982 году передав руководство полетами своему молодому коллеге Валерию Рюмину, Алексей Станиславович не успокоился, не сбавил жизненный темп и работал в Головном конструкторском бюро НПО «Энергия», в том числе в беспокойной и ответственной должности заместителя генерального конструктора.

В 1986 году его призвали возглавить МВТУ им. Н.Э. Баумана. Не все приняли реформы, которые он проводил, желая как можно лучше готовить кадры для космонавтики. Прошел он и испытание выборами, когда руководители не назначались, а выбирались коллективом. Для Алексея Станиславовича это был непростой период в жизни.

С 1991 по 1996 года он руководил проектами в ООО «IBM СССР» (позже - IBM Восточная Европа/Азия), а потом работал президентом российского отделения фонда поддержки образования «Фесто», а так же руководил одной из кафедр Московского энергетического института.

И сейчас несмотря на преклонный возраст, вся жизнь и деятельность Алексея Елисеева заполнена множеством дел: упустить ничего нельзя, отложить на потом — тоже. Но только в этом режиме он признает жизнь. Он может быть строгим, порой даже резким и в то же время предельно внимательным. Эрудит. Человек слова. Обещания не раздаривает, но если скажет, то обязательно сделает.

Рассказ об Алексее Станиславовиче Елисееве хотелось бы закончить фрагментом интервью, раскрывающем характер этого уникального человека, которое он дал корреспонденту газеты «Красная звезда» Михаилу Реброву в январе 1969 года перед своим первым полетом. 

На вопрос: что такое романтика, подвиг, мужество, товарищество и что он больше всего ценит в людях, Елисеев ответил так: «Романтика — это подвиг. Подвиг — наиболее яркое проявление мужества. Мужество — это воля, целеустремленность, и не в малом и личном, а в большом, общественно нужном деле. Антипод его — трусость. Товарищ есть товарищ. Этим все сказано. В людях больше всего ценю порядочность».