Дольше всех в космосе: рекорд Валерия Полякова не побит до сих пор
Сегодня исполняется 30 лет началу самого долгого в истории мировой космонавтики полета. 10 января 1994 года к модулю «Квант» российского орбитального комплекса «Мир» пристыковался корабль «Союз ТМ-18». На борт станции перешли: командир экипажа Виктор Афанасьев, бортинженер – Юрий Усачев и врач-космонавт Валерий Поляков. Программа полета предусматривала полугодовой пролет Афанасьева и Усачева. А медик Поляков отправился в космос за тем, чтобы доказать, что человеческий организм способен выдержать перелет до Марса и обратно. Доказал: его полет растянулся на рекордные 14 месяцев.
Первая попытка – фальстарт
Будущий космонавт, доктор медицинских наук Валерий Владимирович Поляков родился в Туле 27 апреля 1942 года. В возрасте 15 лет наш герой, который при рождении получил имя Валерий Иванович Коршунов, сменил фамилию и отчество в связи с усыновлением отчимом Владимиром Поляковым.
В 1965 году по окончании 1-го Московского медицинского института получил диплом врача-эпидемиолога. Затем последовала годовая ординатура в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины и работа во Всесоюзном НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А. Семашко, в Главном управлении космической медицины Минздрава СССР и, одновременно, врачом неотложной скорой помощи.
В 1971 году Поляков поступил а аспирантуру Института медико-биологических проблем (ИМБП), где нашел свое призвание в освоении космоса. А именно - посвятил всю жизнь выяснению вопроса о возможности адаптации человеческого организма к сверхдлительному пребыванию в условиях невесомости и космического излучения. Без этого невозможны полеты к другим планетам, не говоря уже о межзвездных путешествиях. Не будет преувеличением сказать, что исследования Полякова обеспечили медико-биологическую основу для будущего полета на Марс.
В 1972 году он прошел медкомиссию и стал кандидатом в космонавты-исследователи отряда космонавтов ИМБП, которые спустя несколько лет возглавил. Проходил подготовку к космическому полету на орбитальной станции «Салют-6» в 1980 году, но полет был отменен. Потом еще были подготовки в экипажах к полетам на «Салюте-7».
В 1983 году во многом благодаря энергии Валерия Полякова было принято решение послать в космос врача для длительного полета. Этим врачом должен был стать сам Валерий Владимирович, но вмешалась политика и личные связи. В результате в полет на «Салют-7» 8 февраля 1984 года отправился отобранный в космонавты менее года назад врач-кардиолог Олег Атьков, а опытный (на подготовке 9 лет) Поляков стал его дублером. Атьков выполнил 237-суточный рекордный полет, а Поляков продолжил «пробивать» полуторагодовой полет, обосновывая это тем, что только за такое время можно слетать к Марсу и вернуться на Землю.
Вторая попытка – повторение пройденного
В феврале 1988 года решение о полуторагодовом полете было принято. К подготовке приступили три врача-космонавта отряда ИМБП – Валерий Поляков, Герман Арзамазов и Александр Бородин. По плану врач должен был в сентябре 1989 года отправиться на орбитальный комплекс «Мир» с основным экипажем-5, работать там с экипажем под номером 6, а вернуться с экипажем-7 после полуторагодового полета.
Но еще до старта план длительного полета врача-космонавта поменялся. Было принято политическое решение (начался вывод советских войск из Афганистана) вне очереди «свозить в космос» в составе экспедиции посещения афганского космонавта. Командиром экипажа «Союза ТМ-6» назначили опытного Владимира Ляхова, космонавтом-исследователем Абдула Ахада Моманда, а врачом-космонавтом Валерия Полякова. Старт состоялся 29 августа 1988 года. Через неделю Ляхов и Моманд вернулись на Землю, а Поляков влился в состав третьей основной экспедиции, экипаж которой совершал годовой полет. Возвратиться на Землю Валерию Полякову пришлось после 241-суточного полета. Валерий Поляков практически повторил восьмимесячный полет своего предшественника Олега Атькова, а цель - полуторагодовой полет - не была достигнута.
Третья попытка – успешная
На подготовку новой программы полуторагодового полета ушло четыре года. Перед врачом поставили задачу: оценить эффективность медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения космонавтов в сверхдлительных полетах, отработать на себе принципы сохранения здоровья и высокой работоспособности, проверить эффективность методов защиты от радиации и профилактики воздействия невесомости.
Спустя 5 лет решение о проведении не полуторогодового, а16-месячного полета в течение 15, 16 и 17 экспедиций на «Мир» было принято.
Для полета на «Мир» по программе 15-й экспедиции были назначены экипажи корабля «Союз ТМ-18». Основной – Виктор Афанасьев, Юрий Усачев и Валерий Поляков. Дублирующий – Юрий Маленченко, Талгат Мусабаев и Герман Арзамазов. Пятимесячная подготовка подошла к концу.
Книга «Мировая пилотируемая космонавтики» так описывает сложившуюся ситуацию: «На Межведомственной комиссии, за несколько дней до вылета экипажей на Байконур, при подведении итогов подготовки врач-космонавт дублирующего экипажа Герман Арзамазов заявил, что Валерий Поляков недостаточно готов к полету и что лететь должен он, Арзамазов. Случай в истории российской космонавтики неслыханный. После обсуждения сложившейся ситуации комиссия пришла к заключению, что доводы Арзамазова неубедительны, и отстранила его от завершающего этапа подготовки. На Байконур второй экипаж полетел уже без него».
8 января 1994 года с космодрома Байконур к орбитальному комплексу «Мир» стартовал «Союз ТМ-18» с экипажем в составе Афанасьева, Усачева и Полякова. После 182 суточного полета Афанасьев и Усачев, выполнив программу 15-й экспедиции, вернулись на Землю, а Поляков продолжил полет с космонавтами 16-й экспедиции, бывшими дублерами, Юрием Маленченко и Талгатом Мусабаевым. Полет этой экспедиции оказался вполне удачным несмотря на то, что был не полугодовым, а всего четырехмесячным. 4 октября 1994 года стартовала следующая 17-я экспедиция и Валерий Поляков продолжил свой рекордный полет вместе в Александром Викторенко и Еленой Кондаковой, прибывшие на «Мир» с космонавтом ФРГ Ульфом Мербольдом.
Дважды на грани катастрофы
Ну успели еще Маленченко, Мусабаев и Мербольд отправиться домой, а на борту «Мира» произошло чрезвычайное происшествие, которое едва не привело к прекращению эксплуатации станции.
В базовом блоке отключились основной и резервный бортовые вычислительные комплексы, пульт управления системами станции, система связи с Землей, вентиляция, система очистки воздуха от углекислого газа и другие важные установки. Работала только система терморегулирования и горела лишь одна аварийная лампочка и то в пол накала. Из-за отключения пульта управления невозможно было дать команду на раскрутку гиродинов, необходимых для ориентации станции солнечными батареями на Солнце.
Связь с Землей удалось установить только через корабль, который перевели на автономное питание. Через виток Александру Викторенко удалось с помощью двигателей корабля сориентировать станцию на Солнце. К пяти утра ситуация стала стабилизироваться, и Викторенко, Кондакова, Маленченко, Мусабаев и Поляков после 22 часов непрерывной работы отправились отдыхать. На следующий день они заменили несколько аккумуляторов и блоков электроники. Только поздно вечером 12 октября в аккумуляторах накопилось достаточно электроэнергии, для подключения части систем. Первым делом подключили систему «Воздух» для удаления углекислого газа, затем систему осушки атмосферы от выдыхаемой влаги. Затем включили контуры обогрева, вентиляторы. На восстановление работоспособности станции ушли еще два дня.
Но, как говорится, беда не приходит одна. Из всех систем базового блока станции не удалось запустить лишь установку «Электрон», генерирующую кислород из технической воды. Потому 15 ноября по команде с Земли космонавты воспользовались резервным способом получения кислорода – сжиганием шашек твердотопливного генератора кислорода, которые при горении не поглощают, а выделяют необходимый для дыхания кислород.
На этом приключения Валерия Полякова в рекордном полете не закончились. 15 декабря отказал основной компьютерстанции - «Салют 5Б». Воспользовались резервным «Аргон-16», но его возможностей не хватало для полноценной работы комплекса. Оживить «Салют 5Б» не удавалось более недели. Только после тестирования всех блоков и кабелей был выявлен виновник – центральный модуль обмена. Для его замены Александру Викторенко пришлось отстыковать и вновь состыковать более сотни разъемов, от чего он стер до мяса кожу на пальцах. Тут пригодилось умение врача Полякова. Бортовой компьютер «Салют 5Б» был полностью восстановлен лишь 29 декабря.
Рекорд и готовность улететь на Марс навсегда
8 января 1995 года Валерий Поляков отметил год своего полета. К этому времени программа его полета из-за задержки с запуском модуля «Спектр» и перепланирования смены экипажа с помощью шаттлов, изменилась, сократив длительность еще на полтора месяца. 14 марта 1995 года на «Союзе ТМ-21» к "Миру" стартовала 19-я основная экспедиция с Владимиром Дежуровым, Геннадием Стрекаловым и астронавтом НАСА Норманом Тагардом на борту.
22 марта 1995 года после передачи им смены Александр Викторенко, Елена Кондакова и пролетавший 14 месяцев Валерий Поляков вернулись на Землю. Так закончился самый длительный пилотируемый полет в истории космонавтики. За этот подвиг Поляков был удостоен звания Героя России, став вторым обладателем высших наград сразу и Советского Союза, и Российской Федерации.
Длительность непрерывного пребывания Полякова в космосе - 437 суток 17 часов 58 минут 32 секунды - навсегда вошла в историю космонавтики. Прошло уже почти четверть следующего, ХХI века, а рекорд Валерия Полякова из века двадцатого до сих пор не побит. И, видимо, не будет побит в ближайшие десятилетия, пока люди не отправятся на Марс, о котором и мечтал рекордсмен.
Автору этих строк удалось побеседовать с Валерием Владимировичем сразу после возвращения из его рекордного полета. Он рассказал, что все 14 месяцев он прожил в модуле «Кристалл» станции "Мир". (Каюты в Базовом блоке занимали сменяющие друг друга командиры и бортинженеры основных экспедиций).
А еще Валерий Владимирович отметил, что для увеличения защиты от космической радиации он постепенно обложил стенки своего спального места в «Кристалле» целлофановыми пакетами с полотенцами и другими отработанными тряпками, пропитанными водой. На вопрос, зачем надо было идти на такой риск, отправляясь в сверхдлительный полет, Валерий Поляков ответил, что это все, что он мог свершить для пилотируемого полета на Марс. Известный специалист в области космической медицины Андрей Благинин также свидетельствовал, что Валерий Поляков говорил ему, что готов совершить безвозвратный полёт на Марс.
К сожалению, Валерий Поляков скончался 7 сентября 2022 года, но его имя навсегда останется в истории мировой космонавтики.