В образцах с астероида Рюгу нашли неожиданно много соединений азота
Наука

В образцах с астероида Рюгу нашли неожиданно много соединений азота

4 декабря 2023 года, 12:59

Ученые обнаружили в образцах с околоземного астероида Рюгу неожиданно много неорганических соединений азота. Предполагается, что миллиарды лет назад вещество оказалось так близко к Земле благодаря «переносчикам» — микрометеоритам.

Азот мог попасть в околоземный регион на заре существования нашей Солнечной системы благодаря космической пыли, которую также называют микрометеоритами, считает группа ученых из Гавайского университета в Маноа и Киотского университета. Они решили найти подсказки о материалах, которые существуют вблизи орбиты Земли, изучив образцы с околоземного астероида Рюгу, которые доставил на Землю японский аппарат «Хаябуса-2» в 2020 году.

В материале, который зародился в удаленных от Солнца регионах, было обнаружено значительное количество соединений азота, таких как соли аммония, но каким образом они попали в околоземное пространство — до конца не было известно.

«Результаты нашего исследования предполагают возможность того, что большее число соединений азота, чем считалось ранее, было перенесено поближе к Земле, что потенциально привело к зарождению жизни на нашей планете», — считают авторы научной работы.

С помощью электронного микроскопа исследователи обнаружили, что поверхность образцов покрыта крошечными минералами, состоящими из железа и азота (или нитрида железа Fe4N). В связи с этим была выдвинута гипотеза, что микрометеориты с ледяных небесных тел, содержащие соединения аммиака, попали на Рюгу в результате столкновения. Это запустило химическую реакцию на поверхности астероида и привело к образованию нитрида железа.

Один из основных минералов в образцах Рюгу — магнетит. По словам исследователей, когда магнетит подвергается воздействию космической среды, атомы кислорода улетучиваются с поверхности в результате облучения ионами водорода от солнечного ветра и нагревания в результате столкновения с микрометеоритами. В результате этих процессов на самой поверхности магнетита образуется железо, которое легко вступает в реакцию с аммиаком, создавая идеальные условия для синтеза нитрида железа.