Экипировка нового уровня: в России создан прототип рукава скафандра с экзоскелетом
Работа в открытом космосе требует не только выносливости, но и инновационных решений. Российские специалисты из научно-производственного предприятия «Звезда» работают над созданием скафандра с экзоскелетом, который повысит подвижность космонавтов и сделеют работу в космосе проще и эффективнее. Одновременно с этим специалисты обновляют скафандры «Орлан» для МКС, создают спецкостюмы для Российской орбитальной станции (РОС) и нового пилотируемого корабля «Орел», а также разрабатывают другие технологии.
Скафандр с технологией экзоскелета
Российские инженеры занимаются разработкой технологии экзоскелета для скафандров — уже создан рабочий прототип для рукава, рассказал гендиректор НПП «Звезда» Сергей Поздняков в интервью ТАСС. Конструкция успешно прошла первые испытания, но ее еще предстоит доработать. В работе на космических станциях, включая МКС, в основном задействованы человеческие руки — для перемещения по поручням и выполнения различных задач.
Поэтому особенно важно обеспечить максимальную подвижность и гибкость для рукавов будущего скафандра. По задумке, новый механизм будет подхватывать движения космонавта и помогать ему сгибать конечности.
По словам Позднякова, новые рукава могут в будущем внедрить в скафандры для перспективной РОС. Пока же «Звезда» создает для космического комплекса четыре костюма «Орлан» — таких же, как и для МКС. Однако гендиректор предприятия допускает, что в технологию могут быть внесены некоторые изменения, поскольку изготовление скафандра — длительный процесс, на который обычно уходит около 2,5 лет.
Обновят три «Орлана» для МКС
Сейчас основная задача компании — обновить скафандры «Орлан» для российских космонавтов на МКС. Три костюма планируется отправить на орбиту в течение 2025 года. Первый из них («Орлан-МКС» №6) в начале марта доставил грузовой корабль «Прогресс МС-30». Работа над образцами №7 и №8 продолжается.
При производстве новой версии, многие компоненты были заменены на отечественные — в том числе это касается дисплея для компьютера, который ранее был иностранного производства. После прибытия скафандров, старые «Орлан-МКС» №4 и №5 будут утилизированы. Первые выходы в открытый космос в новых костюмах запланированы в конце текущего года.
О других разработках
НПП «Звезда» также занимается созданием скафандра «Сокол-М» для экипажей пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), также известного как «Орел». Сергей Поздняков рассказал, что костюм прошел этап автономных испытаний, которые проводились силами предприятия. Далее ему предстоит пройти серию совместных тестов с РКК «Энергия» — разработчиком корабля.
Компания также создает для «Орла» амортизационные кресла «Чегет». По словам Позднякова, один комплект уже передан в РКК «Энергия». Он будет использован в ходе предстоящих испытаний корабля. Работа над остальными образцами продолжается: они проходят внутренние испытания. Однако, как признается руководитель НПП «Звезда», специалисты столкнулись с некоторыми сложностями.
«Как у любого нового изделия, там принципиально новая конструкция самого кресла и система амортизации совершенно новая, которую раньше не использовали, — в общем, пара кресел у нас уже сломалась», — сказал он, отметив, что это нормальный этап разработки. Завершить этот этап в предприятии надеются в ближайшие 1-1,5 месяца.
В то же время разработку лунного скафандра пока приостановили. Несмотря на то, что ранее были представлены первые концепции и создан прототип оболочки, работы заморозили на неопределенный срок на этапе эскизного проекта. «Заказчика на такую работу на сегодняшний день нет. И когда она будет возобновлена, я с уверенностью сказать не могу», — сказал Поздняков.
Он также отметил, что НПП «Звезда» решило проблему с поставками зарубежных комплектующих. По его словам, у предприятия практически не было зависимости от импортных компонентов, поскольку оно ориентировались на свои собственные разработки и в основном создавало изделия из российских деталей. Теперь же удалось полностью перейти на отечественные комплектующие. «Все вопросы закрыты, начиная от привязных систем и заканчивая даже тканью для парашютов, для которой мы на одном из российских проектов успешно сделали аналоги», — подчеркнул Поздняков.