Япония запустила спутник для собственной навигационной системы
Япония успешно запустила на околоземную орбиту шестой спутник для поддержки региональной навигационной системы «Митибики», которая работает точнее американской GPS. Группировку планируется расширить до семи аппаратов в 2026 году и до одиннадцати к концу 2030-х годов.
Ракета-носитель H3 компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI) стартовала 2 февраля с площадки LA-Y2 космодрома Танегасима. На борту находился 1900-килограммовый спутник «Митибики-6» для одноименной японской навигационной спутниковой системы, которая позволит предоставлять услуги по определению местоположения и навигации, одновременно повышая точность и надежность GPS-сервисов в регионе. Аппарат будет развернут на геостационарной орбите высотой 35,7 тыс. км.
Первый спутник «Митибики» был запущен в 2010 году. К 2018 году было запущено четыре таких аппарата, которые в том же году начали работу в составе единой системы. Согласно плану правительства Японии, к 2026 году группировка будет включать в себя семь спутников, а к концу 2030-х это число будет доведено до одиннадцати.
Система «Митибики» (Квазизенитная спутниковая система, или QZSS) для гражданского применения позволяет определять местоположение объектов на поверхности Земли с погрешностью в несколько сантиметров, по сравнению с американской GPS, которая обеспечивает точность в несколько метров. Дома и другие объекты в городах могут мешать сигналу со спутников может достигать навигационных приборов. Чтобы решить эту проблему, орбита японской системы выбрана таким образом, чтобы аппарат находился почти всегда «точно над головой» - то есть в зените.
Прошедший запуск стал первым для Японии в 2025 году. В то же время, 15 января японская частная компания ispace запустила посадочный модуль Resilience с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Он находится на околоземной орбите и будет постепенно подниматься по ней в рамках полета к Луне с использованием низкоэнергетических технологий, прежде чем совершить попытку посадки на естественный спутник Земли примерно через четыре месяца.
Ракета-носитель тяжелого класса H3 в базовой версии без твердотопливных ускорителей (H3-30S) способна отправить до 4 т полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км. В максимальной конфигурации (H3-24L) она может выводить более 6,5 т на геопереходную орбиту.
Первые два запуска носителя в феврале и марте 2023 года завершились авариями, однако последующие запуски были успешными. Последний из них прошел в ноябре 2024 года, тогда на околоземную орбиту был доставлен военный спутник «Кирамэки-3». Ожидается, что первый полет варианта H3-24, оснащенного четырьмя ускорителями, может состояться в 2025 году. Этот вариант будет иметь самую высокую грузоподъемность и сможет отправить на геосинхронную орбиту до 8,8 т.