Обнаружен пульсар, которого не должно быть в природе
Изучая глубины Вселенной при помощи двух телескопов — в Австралии и Южной Африке — команда астрономов наткнулась на уникальный радиоисточник, который оказался очень странным пульсаром. Эта нейтронная звезда вращается — но настолько «лениво», что столь малая скорость ранее считалась попросту невозможной. Поэтому природа загадочного объекта до сих пор до конца не ясна.
Нейтронные звезды — это остатки крупных погибших светил, слишком массивных, чтобы прозябать после «смерти» в обличье белого карлика, но недостаточно, чтобы схлопнуться в черную дыру. Некоторые из них, пройдя стадию сверхновой, начинают крайне быстро вращаться (совершая оборот за считанные секунды), и испускать ритмичные радиоимпульсы. В силу этой особенности они и получили название — пульсары.
Однако источник, недавно обнаруженный с помощью западноавстралийского радиотелескопа ASKAP и получивший название ASKAP J1839-0756, на первый взгляд совершенно не напоминал пульсар. Вместо повторяющихся радиоимпульсов ученые сперва уловили лишь один затухающий всплеск, яркость которого снизилась на 95% за 15 минут. За дополнительными данными ученые обратились к высокочувствительному телескопу MeerKAT в Южной Африке. И картина начала вырисовываться.
Оказалось, что радиоимпульсы от ASKAP J1839-0756 действительно повторяются. Вот только пауза между ними составляет не несколько миллисекунд, а 6,5 часов. Другими словами, найденный объект действительно похож на пульсар. Но этот пульсар не должен существовать: дело в том, что нейтронные звезды преобразуют в излучение энергию собственного вращения. И когда такая звезда замедляется до одного оборота в минуту, она должна полностью прекратить испускать радиоимпульсы.
Однако ASKAP J1839-0756, похоже, просто игнорирует этот закон, продолжая вращаться, как ни в чем не бывало, с издевательски маленькой скоростью. Единственной столь же «ленивой» нейтронной звездой, известной науке, является магнетар 1E 161348-5055 с периодом вращения, равным 6,67 часам. Но он не излучает в радиодиапазоне, производя только кратковременные вспышки рентгеновского излучения.
Правда, в этой особенности ASKAP J1839-0756 кроется и возможность. Дело в том, что обычно ось вращения у пульсаров тесно связана с осью магнитного поля — а значит, увидеть можно только вспышки с одного из полюсов. Но у 3% таких звезд оси перпендикулярны, что делает вспышки «сдвоенными». При этом вопрос, выравниваются ли оси по мере замедления пульсара, до сих пор остается открытым. А ASKAP J1839-0756, благодаря своей неторопливости, предоставляет уникальную возможность наконец дать на него ответ. Что, вероятно, и станет темой его будущих исследований.