В Новосибирске представили новую модификацию двигателей для малых спутников
Технологии

В Новосибирске представили новую модификацию двигателей для малых спутников

15 января 2025 года, 11:26

Новосибирская компания «Современный инжиниринг и автоматика» («СИА») предлагает наладить серийный выпуск двигателей для малых спутников. Разработчики рассчитывают, что установка найдет применение в российских орбитальных группировках, таких как «Грифон» и «Марафон». Начать серийное производство планируется в течение двух лет.

Электротермические двигатели, использующие электрический (омический) нагрев для испарения и сопло Лаваля для разгона рабочего тела до высоких скоростей — возможно, одни из самых простых и известных электроракетных двигателей. Первая в мире действующая модель данного двигателя была создана в 1929 году газодинамической лабораторией Ленинградского Физико-технического института под руководством Валентина Глушко.

Электротермический двигатель тягой до 100 мН, использующий воду в качестве рабочего тела, предназначен для малых спутников массой до 100 кг. Специалисты уже получили первые образцы и провели их испытания. Запустить серийное производство таких установок (до 100 единиц ежегодно) планируется до 2027 года, передает «Коммерсант».

Особенность технологии в ее компактности — двигательная установка сибирских инженеров имеет высоту 80 мм — и возможности получения воды из внешних баков. Благодаря наличию большого запаса рабочего тела двигатели смогут обеспечивать большую маневренность аппаратов на орбите и оперативно менять их направление движения. По словам гендиректора компании Романа Захарова, для обеспечения серийного производства будет привлечен индустриальный партнер, сообщает ТАСС. Ожидается, что новая модификация будет использоваться на космических аппаратах Роскосмоса, входящих в орбитальные группировки.

Ранее компания разработала несколько вариантов компактных двигателей «ПАРом» для спутников формата «кубсат» с тягой до 10 мН. Пока темпы производства небольшие — до 10 установок в год. Разработки уже используются на шести космических аппаратах, доставленных на орбиту с 2023 по 2025 год. Двигатель доступен в двух модификациях: Моноблок и Мультиблок. Первый имеет наиболее компактные габариты и лучше подходит для наноспутников до 20 кг, а второй имеет больший запас рабочего тела и рассчитан на крупные спутники до 100 кг.

Согласно презентации разработчиков, «ПАРом» Мультиблок летом-осенью 2023 года прошел испытания на орбите. Самый компактный «ПАРом» Моноблок достигает 8 см в диаметре и 8 см в высоту, а его объем всего 0,4 литра. Он имеет цилиндрическую форму, монтируется снаружи «кубсата» для возможности размещения внутри пружины пускового контейнера. Теплообменник имеет размер 25 мм, внутри него генерируется температура свыше 500 ℃, при этом имеется эффективная система теплоизоляции.

Спутниковая группировка «Грифон» предназначена для глобального наблюдения Земли. Согласно плану, она будет включать в себя 136 малых космических аппаратов формата «кубсат». С помощью них будет возможно отслеживать территорию России каждые 30 часов, и всего мира каждые 38 часов. Разрешение изображений спутников составит порядка 2.4 м на пиксель. Система также позволит анализировать сведения, чтобы проводить мониторинг природных явлений и техногенных процессов, регулировать транспорт и отслеживать добычу полезных ископаемых.

Группировка «Марафон-IoT» предназначена для обеспечения услуг интернета вещей. Она будет включать более 250 малых спутников в 12 орбитальных плоскостях на высоте около 750 км. Обе системы входят в федеральный проект «Сфера», который будет насчитывать более чем 600 спутников.

«Сфера», глобальная цель которой состоит в развитии космических информационных технологий и ликвидации «цифрового неравенства», — один из ключевых проектов Роскосмоса. По мнению экспертов, для успешной реализации этого проекта можно задействовать принципы и механизмы государственно-частного партнерства. Что представляет собой ГЧП, какую пользу он принесет частным компаниям и Роскосмосу и в каких еще крупных космических проектах этот механизм может найти применение, читайте в нашем материале.