От «Сферы» до «Млечного пути»: каким будет космический союз государства и бизнеса в России
Проекты

От «Сферы» до «Млечного пути»: каким будет космический союз государства и бизнеса в России

13 января 2025 года, 07:12

Тандем государства и бизнеса, сопровождающий процесс структурной трансформации российской экономики, пополнится, пожалуй, самой наукоемкой и ранее закрытой для таких финансовых инструментов отраслью. Проекты по освоению космоса, где без частных инвестиций не обойтись, будут подкреплены рядом решений, направленных на упрощение механизмов поддержки частника. Какие условия уже созданы и какие перспективы ждут инвесторов, которым впервые предстоит работать в этой сложной, но вместе с тем прибыльной отрасли, — в материале Pro Космоса.

Без ГЧП в создании многоспутниковых группировок не обойтись

Новости о первом российском государственно-частном партнерстве в космосе пришли из глубинки, а точнее из знаменитого новосибирского Академгородка. Именно там премьер-министру Михаилу Мишустину впервые показали наработки будущей многоспутниковой группировки малых космических аппаратов «Гонец.МКА». Их презентовал гендиректор опытно-конструкторского бюро «Пятое Поколение» (ОКБ5) Олег Кусь. Специализация работающего уже 11 лет в Сибири ОКБ5 — приборостроение и проектирование сверхмалых космических аппаратов. Их приборы разработаны для аппаратов системы ГЛОНАСС, телескопа «Спектр-УФ» и планируются к установке на «Луне-26». Помимо этого, компания занимается созданием группировки для обеспечения связи.

«Гонец.МКА», по сути, один из первых ГЧП-проектов в российском космосе. Он будет представлять собой особый сегмент уже существующей системы «Гонец», разработка которого предполагается с привлечением частных инвестиций. Над созданием группировки трудится ОКБ5 совместно с АО «Спутниковая система «Гонец» при поддержке Роскосмоса: 22 марта 2024 года они заключили соглашение о стратегическом партнерстве, и такое сотрудничество выгодно всем сторонам.

В качестве первого шага по созданию сегмента МКА для «Гонца» рассматривается запуск двух тестовых аппаратов в 2025 году. Но в разговоре с Михаилом Мишустиным гендиректор ОКБ Олег Кусь озвучил гораздо более амбициозную цифру — 1000 аппаратов. Такой размах сразу переводит систему «Гонец» в разряд многоспутниковых группировок, а подобного рода масштабы непросто реализовать без частного капитала.

«В целом для любого оператора создаваемого сегмента государственно-частное партнерство — это возможность расширить линейку сервисов, выйти на новые рынки и увеличить объем предоставляемых услуг, — перечисляет замдиректора по стратегическому развитию АО «Организация «Агат» Алексей Пивкин. — Роскосмос же помогает в части использования созданной инфраструктуры и обеспечения запусков космических аппаратов».

Государственно-частное партнерство в российской космической отрасли только начинает развиваться, однако за рубежом более двух десятилетий оно является важным механизмом, способствующим эффективному развитию космической отрасли. В рамках него в США в 2006 году стартовала программа COTS по доставке грузов на МКС с помощью частных компаний, которые должны были разработать для этой задачи ракеты-носители и грузовые корабли.

Одной из первых компаний-участниц программы стала SpaceX, которая профинансировала 53% стоимости транспортной системы, в то время как NASA — 47%. После этого агентство заключило еще один контракт с компанией Илона Маска на сумму $1,6 млрд, но уже по другой программе — CRS, предполагающей фактическую доставку грузов. Затем стороны договорились и об отправке на станцию астронавтов — сумма соглашения составила $2,6 млрд.

Частный бизнес для нашей космической отрасли был до недавнего времени явлением больше экзотическим, нежели обыденным, тем не менее привлечение внебюджетных инвестиций для разработки новых технологий для освоения космоса обсуждалось давно. На принятие решения повлияли необходимость обеспечения технологического суверенитета и развития компетенций, а также высокая конкуренция со стороны других стран.

Правовая основа для привлечения бизнеса в космические проекты начала формироваться относительно недавно. 22 июля 2024 года в России был принят Закон о ГЧП в космосе, призванный существенно расширить возможности частного инвестирования в отрасль. Он возводит государство и бизнес в ранг равных партнеров, каждый из которых получает от такого рода сотрудничества свой набор преимуществ и возможностей. Впрочем, обо всем по порядку.

ГЧП и космос: от теории к практике

ГЧП-проект в широком смысле представляет собой инвестиционный проект, который реализуется совместно публичной и частной сторонами. Первая предоставляет имущество и (или) иные ресурсы, необходимые для запуска ГЧП-проекта, а вторая отвечает за создание и (или) реконструкцию, дальнейшую эксплуатацию и развитие объектов за счет собственных или привлеченных средств.

Риски между сторонами распределяются сбалансированно: благодаря этому государство может решать поставленные перед ним задачи в той или иной отрасли (в нашем случае — космической) при нехватке бюджетных средств (за счет частного инвестирования), а бизнес, который присоединяется к совместному ГЧП-проекту, получает гарантии по возврату вложенных им денег.

Причем эти гарантии защищаются такими законодательными инструментами, как, например, компенсация затрат при досрочном расторжении соглашения или система особых обстоятельств. Кроме того, не стоит забывать и о договорных защитных инструментах — прямом бюджетном финансировании, минимальном гарантированном доходе и т.д.

На защиту интересов может рассчитывать не только частная, но и публичная сторона. Она сохраняет за собой как сам целевой объект, так и средства контроля за реализацией проекта. «Мы четко разграничиваем область допустимого участия частных компаний в космической деятельности. <…> Текущая собственность госкорпорации “Роскосмос” остается под ее полным контролем, а передача частным инвесторам иного госимущества будет невозможна», — пояснили в Госдуме РФ.

Хотя вопрос с финансированием должен решать бизнес, некоторые инициативы все же могут потребовать бюджетных средств на начальных стадиях проекта, как правило, с высокой степенью неопределенности и рисков.

Но поскольку одной из главных задач ГЧП в космической сфере (и не только) является именно привлечение дополнительных инвестиций, которые бы позволили ускорить сроки реализации сложных и наукоемких проектов, законодательно заложена возможность вести коммерческую деятельность, что, в свою очередь, откроет сторонам новые рынки и ниши и позволит отрасли развиваться динамично.

Еще одно преимущество ГЧП состоит в долгосрочности и комплексности сотрудничества государства и бизнеса. Частник в рамках одного соглашения сможет взять на себя целый комплекс обязательств — и по созданию, и по эксплуатации информационных систем, наземной и орбитальной инфраструктуры на длительный период (до 50 лет). Тем самым не происходит разрыва ответственности между исполнителями в ходе создания, эксплуатации, который может приводить к срыву сроков и удорожанию проекта.

Преимуществ у ГЧП-проектов целое множество, и не только для частной стороны. В большом плюсе (при грамотной реализации, конечно) остается и государство, ведь ГЧП позволяет привлекать частные инвестиции и снижать нагрузку на бюджет, распределять риски, повышать эффективность управления проектами и привлекать коммерческие компетенции частных организаций для создания востребованных на рынке продуктов.

Модели ГЧП-проектов: концессия и соглашение о партнерстве

Космические проекты в рамках закона о ГЧП могут реализовываться по двум моделямконцессионному соглашению и соглашению о ГЧП. Первая модель подразумевает, что государство (концедент) обладает правом собственности на объект концессии, а частная сторона (концессионер) — правом пользования этим объектом на срок проекта.

Вторая же модель предполагает, что у частного партнера есть и право пользования, и право собственности на объект соглашения. Впрочем, так происходит не всегда: объект соглашения ГЧП может передаваться и в собственность государства — если это предусмотрено условиями договоренности. А в некоторых случаях это обязательно — если доля финансового участия публичной стороны в проекте, а также рыночная стоимость передаваемого имущества больше, чем объем финансового участия частного партнера.

Ярким примером того, как могут распределяться права в ГЧП в зарубежной практике, служит проект радиолокационной системы TerraSAR. Начало ему было положено еще в 2002 году, когда Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR) подписал контракт с EADS Astrium (сейчас Airbus Defence and Space) на создание спутника ДЗЗ TerraSAR-X, который был запущен уже через пять лет — в 2007-м.

По условиям соглашения, компания должна была разработать, создать и запустить аппарат, а после его вывода на орбиту заняться коммерциализацией данных с TerraSAR-X через свое дочернее предприятие Infoterra GmbH. В обмен на это исключительное право EADS Astrium вложилась в разработку спутника и внесла зависящую от продаж долю в эксплуатационные расходы на аппарат, а также инвестировала значительные суммы в продвижение продуктов TerraSAR-X на рынок.

Между тем DLR, со своей стороны, обязалось построить наземный сегмент, в том числе для приема и обработки данных со спутника, управлять космическим аппаратом в течение пяти лет и предоставлять информацию с него уже не коммерческому (за это отвечала EADS), а научному сообществу. Разумеется, немецкое агентство тоже вложилось в проект: из общей суммы в €130 млн DLR предоставило €102 млн. Таким образом TerraSAR-X стал первым космическим проектом в Германии, реализованным в рамках ГЧП.

Если вернуться к российским реалиям, то две модели отличаются еще и тем, кому можно заключать соглашение от лица частного партнера. В концессии в данной роли могут выступать индивидуальный предприниматель, российское юридическое лицо и объединение юридических лиц (простое товарищество). По соглашению же о ГЧП таким правом обладает только российское юридическое лицо. Исключение составляют лица, находящиеся под публичным контролем.

То есть в качестве частного партнера по соглашению о ГЧП в космической сфере нельзя привлекать структуры, которые контролируются Роскосмосом. В то же время они могут выступать в роли концессионера (по концессионному соглашению). Если же говорить о публичной стороне, то по общему правилу таковой могут быть Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

А в случае с космической деятельностью — исключительно Российская Федерация, от имени которой полномочия концедента и публичного партнера в концессии и соглашении о ГЧП вправе осуществлять Роскосмос. Он же проводит конкурс, обеспечивает заключение и исполнение соглашений и рассматривает предложения по проектам в рамках процедуры частной инициативы. Концедентом или публичным партнером вправе выступать и иные федеральные органы, если это соответствует их объему полномочий.

Если же говорить о сходствах концессии и соглашения о ГЧП, то в периметр космических проектов в обоих случаях включаются объекты наземной космической инфраструктуры, которые являются недвижимым имуществом. Среди них — космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, центры и пункты управления полетами, командно-измерительные комплексы, полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы, базы хранения космической техники, объекты экспериментальной базы для отработки техники.

Кроме того, ГЧП-проекты могут заключаться в отношении технологически связанных с этими объектами технических устройств, которые предназначены для работы в космосе (космические аппараты), и средств доставки таких устройств. Есть и исключения — под них подпадают объекты, которые уже эксплуатируются Роскосмосом или Минобороны РФ.

В любом случае, вне зависимости от выбранной модели, важным аспектом ГЧП становится то, что государство берет на себя самую затратную и длительную стадию разработки того или иного продукта — НИОКР. Частники, которым не придется тратить ресурсы, могут сразу приступить к его масштабированию и коммерциализации. Именно это произошло в рамках европейской программы Alphabus/Alphasat.

В качестве публичной стороны в ней выступили два агентства — французское CNES и ЕКА, взявшие на себя финансирование НИОКР по созданию тяжелой платформы спутников связи массой до 8 тонн и мощностью энергосистемы до 18 кВт, а в лице частной — Astrium и Thales Alenia Space, являвшиеся подрядчиками в проекте. Предполагалось, что два этих конкурирующих предприятия будут в дальнейшем предлагать космические аппараты на базе Alphabus на рынке.

В 2007 году ЕКА подписало договор с компанией Inmarsat Global Ltd о поставке спутника Alphasat (Inmarsat I-XL). Часть систем и оборудования для него поставила Astrium, часть — Thales Alenia Space. Взяв на себя НИОКР по проекту, ЕКА и CNES, по сути, субсидировали европейские компании и инициировали создание продукта в сегменте тяжелых спутников связи. Хотя, как отмечают эксперты, для двух агентств цель этого проекта заключалась не столько в извлечении прибыли. Вкладывая бюджетные средства, они пытались повысить конкурентоспособность аэрокосмической промышленности Европы и ее ведущих предприятий-«финишеров».

От ДЗЗ до космического туризма: ГЧП в России

И все же как сотрудничество между государством и бизнесом может реализовываться на практике в России? Эксперты отмечают, что спектр возможных ГЧП-проектов широк: от дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) до проектов узкой специализации, например, по обеспечению безопасности в космосе. Но одной из самых подходящих областей в нашей космической отрасли, где можно было бы применить принципы и механизмы ГЧП, называют ДЗЗ и системы спутниковой связи.

Сегодня проекты в этих сферах осуществляют несколько российских частных компаний, часть из которых также участвует в Дорожной карте высокотехнологичного направления «Перспективные космические системы и сервисы» до 2030 года. Цель этой карты — создать отечественную коммерческую спутниковую группировку, которая позволила бы разработать перспективные сервисы, заместить зарубежные технологии, создать механизм по доступу к спутниковым снимкам и расширить инфраструктуру ДЗЗ.

Можно выделить инициативы НПК «БАРЛ» и компании «МТ-ЛАБ», направленные на создание группировок малых космических аппаратов (МКА), которые предназначены для сверхвысокодетальной съемки земной поверхности с потоковой обработкой и хранением информации ДЗЗ.

Внимания заслуживает и ООО «Группа Компаний «Спутникс», которая наряду с «МТ-ЛАБ» и «БАРЛ» участвует в дорожной карте «Перспективных космических систем и сервисов». Она занимается не только созданием КА, но и развитием цифровых сервисов на основе данных со спутников ДЗЗ, находящихся на низкой околоземной орбите. Между тем ГК «СКАНЭКС» расширяет и модернизирует сеть станций приема сведений ДЗЗ, а также развивает востребованные на рынке геоинформационные сервисы.

Если же говорить о проектах спутниковой связи в части широкополосного доступа в интернет, то эксперты выделяют компанию «Бюро 1440», которая разрабатывает низкоорбитальную группировку для высокоскоростной передачи данных с глобальным покрытием. К примеру, ранее в этом году она впервые испытала лазерную межспутниковую связь: ей удалось передать более 200 Гбайт данных между космическими аппаратами, находившимися друг от друга на расстоянии свыше 30 километров. Скорость передачи составила 10 Гбит/сек.

«Реализация инициатив, в том числе с использованием механизмов ГЧП, позволит российским частным компаниям активно участвовать в развитии российского рынка спутниковой связи и ДЗЗ, что будет способствовать конкурентоспособности РФ на международном рынке», — подчеркнул в беседе с Pro Космос замдиректора по стратегическому развитию АО «Организация «Агат» Алексей Пивкин.

Принципы и механизмы ГЧП могут найти свое применение и в федеральном проекте «Сфера», который сегодня является одним из ключевых для Роскосмоса. Его глобальная цель — развивать космические информационные технологии и ликвидировать «цифровое неравенство». В рамках проекта планируется создать 10 спутниковых группировок, пять из которых предназначены для ДЗЗ — «Беркут-Х», «Беркут-РСА», «Беркут-ВД», «Беркут-ВР» и «Смотр», а пять других — для связи. Это «Ямал», «Экспресс-РВ», «Беркут-С», «Скиф» и «Марафон».

Объекты созданной и планируемой к созданию космической инфраструктуры находятся в государственной собственности, в то время как платежеспособный спрос на сервисы и услуги космической связи формируется в рыночном сегменте. Поэтому частный бизнес впервые имеет возможность участия в масштабном госпроекте по созданию, развитию и коммерциализации орбитальной группировки.

Для привлечения частных (внебюджетных) инвестиций государство создаст экономически выгодные и стабильные условия, а работающий на рынке оператор взамен сможет эксплуатировать федеральную инфраструктуру в рамках своего бизнеса по доведению космических услуг до конечного пользователя. «Объектами операторской деятельности в первую очередь могут выступить такие орбитальные группировки, как “Скиф”, предоставляющий услуги широкополосного доступа, и “Марафон-IoT”, предназначенный для оказания услуг Интернета вещей широкому кругу коммерческих потребителей», — выразил мнение Пивкин.

Среди других возможных сфер, где могут быть применены механизмы ГЧП, специалисты P&P Unity и ЦНИИмаш называют мониторинг околоземного пространства (включая обеспечение осведомленности о космический обстановке и управление «движением» в космосе), космический туризм, навигационные системы, а также иные технологичные области и рынки с участием государственного сектора.

ИТ-концессия: что это и причем здесь «Млечный путь»

Помимо инфраструктуры — станций получения и обработки данных со спутников — и самих космических аппаратов объектом ГЧП может быть платформенное и программное обеспечение. А именно: программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы или сайты. В отношении таких объектов заключается ИТ-концессия, которая до принятия закона о ГЧП в космической отрасли была единственно возможной формой сотрудничества государства и бизнеса в космосе с сохранением прав на объект за государством.

Специфика ИТ-концессий заключается в самом создаваемом объекте — им выступает ИТ-продукт (информационная система) с сопутствующими техническими средствами, к примеру, серверной техникой и т.д. Условиями ИТ-концессии регулируются особенности распределения интеллектуальных прав (например, лицензии), использования информации и ИТ-продуктов, предоставляемых публичной стороной. Кроме того, прямо описывается возможность коммерциализации информационных услуг.

До недавнего времени такие инициативы было сложно воплотить в жизнь — из-за отсутствия возможности включить в периметр проектов наземную и орбитальную инфраструктуры. С принятием же закона о ГЧП в космосе ситуация должна изменится, замечает исполнительный директор проектного офиса создания системы «Млечный путь» АО «ЦНИИмаш» Игорь Кузьминых.

«Сейчас возможности расширены, рынку имеет смысл обсуждать смешанные проекты, включающие ИТ и космическую инфраструктуру, космические объекты. Есть ряд особенностей в части гармонизации закона о ГЧП в космосе с базовым регулированием ИТ-концессий, но это вопрос для отдельной дискуссии», — подчеркнул он в беседе с Pro Космос.

В настоящий момент заключенных ИТ-концессий в космический сфере нет, но примером такого проекта в перспективе может стать создание системы «Млечный путь» в 2026-2036 годах — системы информационно-аналитического обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном пространстве. Она будет включать в себя как сеть наземных оптико-электронных средств (телескопов) и радиолокаторов, так и космический сегмент — группировку специализированных спутников для мониторинга техногенных космических объектов, малых небесных тел и состояния Солнца.

1 / 3

По мнению Игоря Кузьминых, необходимо разделять федеральный проект по созданию системы «Млечный путь», подготовленный Роскосмосом, и ту его часть, которая предлагается к созданию через концессию. Дело в том, что проект подразумевает создание всех элементов системы, включая технические средства мониторинга, информационно-аналитические центры и ПО. Между тем концессия может быть направлена на разработку и эксплуатацию только информационной платформы, благодаря которой будет обеспечиваться открытость, доступность и востребованность системы «Млечный путь».

Это будет открытая веб-платформа (в ЦНИИмаш предлагают назвать ее «Космический лоцман»), состоящая из программно-аппаратного комплекса и ИТ-сервисов. Ее задачей станет формирование и предоставление различным потребителям информационно-аналитических услуг по мониторингу обстановки в космосе. База для таких услуг — измерительные данные, получаемые от технических средств и обрабатываемые в специализированных аналитических центрах системы «Млечный путь».

ИТ-концессия будет соответствовать и целям создания коммерчески ориентированного информационно-аналитического продукта. «С точки зрения компетенций частных игроков, способных создать коммерчески успешный, конкурентоспособный продукт, в ИТ-секторе подобных возможностей больше», — добавил Игорь Кузьминых. Финансирование же будет обеспечиваться за счет платного доступа к сервису. Хотя могут быть рассмотрены и варианты частичной бюджетной поддержки на начальных этапах.

О том, что участие российских частных компаний в проекте «Млечный путь» не просто возможно, но и целесообразно, ранее заявлял заместитель генерального директора АО «ЦНИИмаш» Максим Пеньков. По его словам, бизнес могут задействовать при создании и эксплуатации отдельных наземных технических средств мониторинга, а также средств формирования и предоставления услуг.

Кроме того, созданием системы «Млечный путь» заинтересовались и зарубежные партнеры в лице стран БРИКС. Как подчеркивал глава Роскосмоса Юрий Борисов, принять участие в проекте готовы Индия и Китай. Возможности их вклада в проект обширны. Впрочем, пока иностранные инвесторы не могут выступать концессионерами, и ИТ-концессия «Млечный путь» в этом смысле не исключение.

Но в случае необходимости ограничение может быть преодолено решением президента РФ или международным договором. «Ограничение не накладывает запрет на сотрудничество с другими странами. Речь идет о том, что контролировать проект со стороны частной стороны должно российское юридическое лицо с российскими участниками. Закон не исключает возможность участия иностранцев в концессионере, но при условии, что они не смогут влиять на его решения», — подчеркнул Игорь Кузьминых.

Продажа данных ДЗЗ дополнит закон о ГЧП

Впрочем, чтобы привлечь частного партнера, одного лишь создания правовой основы для реализации ГЧП-проектов недостаточно. Очень важно сформировать рыночные условия в ракетно-космической отрасли, о чем не раз говорил Юрий Борисов. Именно поэтому с 1 января 2026 года в России вступает в силу закон о коммерциализации данных ДЗЗ.

Он позволит Роскосмосу продавать спутниковые снимки: вырученные же средства будут направляться в федеральный бюджет, а затем — на развитие отечественной спутниковой группировки. Пока же рынок данных ДЗЗ в России замкнут: частный инвестор не может вкладываться в систему ДЗЗ, поскольку обмен продуктами космической деятельности происходит между создателями за бюджетные средства и бюджетными потребителями спутниковой информации.

Эксперты полагают, что новый закон дополнит нынешнюю инициативу о ГЧП в космосе и расширит механизм государственно-частного партнерства в области коммерциализации услуг ДЗЗ. Продажа данных ДЗЗ с космических аппаратов, создаваемых предприятиями госкорпорации, обеспечит порядка 67% спроса потребителей, оставшиеся 33% планируется покрыть за счет данных ДЗЗ коммерческих операторов — таких компаний, как ГК «Спутникс», НПК «БАРЛ» и «Газпром космические системы», с которыми будут заключены контракты на выкуп данных с их космических аппаратов.

К слову, активная работа в этой области уже началась. В 2024 году подписан первый форвардный контракт Роскосмоса на выкуп данных ДЗЗ с частной космической компанией ГК «Спутникс». «В рамках контракта были выкуплены данные, которые уже были отгружены в фонд данных. Мы надеемся, что в следующем году сможем подписать форвардный контракт в рамках реализации дорожной карты по направлению "Перспективные космические системы и сервисы"», — отметили в ГК «Спутникс». Всего же на форвардные контракты в России в этом году было выделено 1,4 млрд рублей.

Ранее Юрий Борисов допустил появление в России космодромов, построенных частными компаниями. По его словам, привлекать бизнес в космическую отрасль стало мировой тенденцией — в тех же США частными предприятиями создаются до 70% спутниковых группировок. Подробнее о бизнесе в отрасли, перспективах строительства космодромов в Африке и на Юго-Востоке, а также о дальнем космосе, читайте в интервью Борисова для проекта «Новый мир».