SpaceX призвали серьезнее относиться к пилотируемым полетам после аварий Falcon 9
Серия инцидентов с ракетой Falcon 9 побудила комиссию по безопасности NASA поднять вопрос о безопасности пилотируемых полетов, в частности корабля Crew Dragon. На заседании 31 октября американские чиновники пришли к выводу, что агентство и компания SpaceX должны «сохранять бдительность» при проведении регулярных запусков: их темпы увеличиваются, а оборудование изнашивается.
С недавними сбоями в работе первой и второй ступеней ракеты-носителя Falcon 9 ознакомились на заседании Консультативной группы по аэрокосмической безопасности (ASAP), которое прошло 31 октября. Бывший астронавт NASA Кент Роминджер, входящий в состав комитета, заявил, что произошедшие случаи — напоминание о том, что нужно уделять особое внимание безопасности полетов, темпы которых растут.
Среди инцидентов, которые упомянул, Роминджер — неудачный запуск 11 июля, когда ракета не смогла вывести на заданную орбиту 20 спутников Starlink из-за сбоя в работе двигателя второй ступени. В результате полезная нагрузка сгорела в атмосфере Земли. Второй случай произошел в конце августа: на этот раз SpaceX успешно запустила спутники, но потеряла первую ступень после посадки. Третий же инцидент случился 28 сентября, когда Falcon 9 отправила к МКС корабль Crew Dragon с экипажем, но ее вторая ступень упала в океан за пределами обозначенной зоны.
После каждого из этих случаев Федеральное управление гражданской авиации (FAA) принимало решение о приостановке полетов Falcon 9 на некоторое время, но довольно быстро разрешало SpaceX возобновить запуски. Роминджер же полагает, что проблемы требуют более пристального внимания, особенно по мере старения оборудования и увеличения темпа стартов.
«И NASA, и SpaceX должны сосредоточиться на безопасной эксплуатации Crew Dragon и не воспринимать “нормальные” операции как должное», — призвал он. В частности, необходимо следить за тем, чтобы высокие темпы работы не мешали им принимать решения, и выделять достаточно времени и ресурсов на изучение первопричин и определение корректирующих мер.
Впрочем, комиссия не предложила никаких конкретных рекомендаций, связанных с неудачными запусками Falcon 9. В то же время специалисты обратили внимание на еще одну проблему — на нечеткое срабатывание парашютной системы у спускаемой капсулы корабля Crew Dragon, которая 25 октября вернула на Землю экипаж Crew-8. Один из четырех основных парашютов раскрылся медленнее, чем остальные три. Хотя, по словам Роминджера, это было «в пределах ожидаемой производительности» системы.
При этом вскоре после приводнения капсулы стало известно, что одного из членов экипажа Crew-8 госпитализировали. Причем дополнительную медицинскую проверку прошли все четверо, что, по мнению наблюдателей, могло свидетельствовать о некоем инциденте во время возвращения или приводнения корабля. В NASA утверждают, что корабль вошел в атмосферу и приводнился в штатном режиме.
Еще одной темой обсуждения стал первый пилотируемый полет Starliner. Из-за проблем на борту корабля, обнаружившихся еще при его стыковке с МКС, NASA приняло решение вернуть Starliner домой без экипажа. Между тем астронавтов Бутча Уилмора и Суниту Уильямс отправят на Землю на борту Crew Dragon в феврале 2025 года. Роминджер похвалил NASA за комплексный анализ проблем. При этом ранее стало известно, что компания Boeing, разработавшая Starliner, может продать космический бизнес.