Второй сбой за три месяца: полеты Falcon 9 приостановлены после запуска Crew-9 к МКС
Запуски

30 сентября 2024 года, 08:43

Американская компания SpaceX снова приостановила запуски своей главной «рабочей лошадки» — ракеты-носителя Falcon 9. Виной тому — проблема со второй ступенью, которая после отправки корабля Crew Dragon к МКС упала в океан за пределами обозначенной зоны. Это уже вторая «аномалия» на верхней ступени менее чем за три месяца. Предыдущий инцидент произошел в июле: тогда она не смогла вывести спутники на целевую орбиту из-за отказа двигателя Merlin.

Проблемы со второй ступенью ракеты Falcon 9 возникли при старте в субботу, 28 сентября. В тот день носитель должен был вывести на низкую околоземную орбиту пилотируемый корабль Crew Dragon с астронавтом NASA Ником Хейгом и российским космонавтом Александром Горбуновым на борту. Первая ступень, для которой это был всего второй полет, отработала в штатном режиме, совершив посадку на площадку LZ-1 на мысе Канаверал.

А вот с «приводнением» второй ступени возникли трудности. Инженеры SpaceX зафиксировали ее нештатный сход с орбиты, по итогам которого она упала в океан за пределами целевой зоны. В компании пока не предоставили никаких дополнительных подробностей об инциденте, отметив лишь, что запуски Falcon 9 будут приостановлены на некоторое время. Полеты возобновят после того, как специалисты выяснят первопричину произошедшего, добавили в компании.

Предполагалось, что в воскресенье, 29 сентября, SpaceX выведет на орбиту 20 спутников OneWeb компании Eutelsat — пуск должен был состояться с базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии. Однако после случившегося старт ракеты отложили, новая дата не называется.

Как обратили внимание наблюдатели, за последние три месяца это уже вторая проблема, которая происходит с верхней ступенью Falcon 9. Предыдущий случай произошел 11 июля, казалось бы, при совершенно рутинном для SpaceX запуске. Ракета должна была отправить в космос спутники Starlink, но из-за утечки жидкого кислорода в двигателе Merlin на второй ступени этого сделать не удалось. Аппараты оказались на более низкой орбите, чем планировалось, и в конечном итоге сгорели в атмосфере Земли.

Тем не менее SpaceX удалось довольно оперативно выяснить, что отказ двигателя случился из-за трещины в баке с жидким кислородом. В результате полеты Falcon 9 были возобновлены спустя 16 дней — 27 июля. Однако в конце августа произошел еще один неудачный старт ракеты, но тогда проблема возникла с первой ступенью. Она отработала штатно, но при посадке на морскую платформу опрокинулась и взорвалась. К полетам ракету вернули тоже быстро — уже в начале сентября.

Насколько оперативно SpaceX удастся решить новую проблему — пока неясно. Однако компании стоило бы поторопиться, ведь в ближайшие недели от нее зависят два важнейших запуска. Один из них предполагает вывод на орбиту европейского космического аппарата Hera, который должен изучить астероид Диморф, а второй — отправку зонда Europa Clipper. Последний запуск будет осуществлен с помощью ракеты Falcon Heavy, вторая ступень которой аналогична той, которой оснащена Falcon 9.