Ракета Falcon 9 не смогла вывести спутники Starlink на нужную орбиту
Запуски

Ракета Falcon 9 не смогла вывести спутники Starlink на нужную орбиту

12 июля 2024 года, 07:09

Американская компания SpaceX провела пуск своей главной «рабочей лошадки» — ракеты Falcon 9, которая должна была доставить на орбиту 20 спутников Starlink. Первая ступень носителя отработала в штатном режиме, но со второй возникли проблемы — ее двигатель отказал по неизвестным причинам во время перезапуска. Это помешало развернуть аппараты на нужной орбите — они находятся ниже, чем предполагалось. Согласно последним данным, специалистам удалось установить контакт с пятью спутниками — их попробуют вывести на расчетную орбиту с помощью ионных двигателей.

Ракета-носитель Falcon 9 была запущена в пятницу, 12 июля, в 5:35 по московскому времени, со стартовой площадки SLC-4E базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии. Изначально планировалось, что пуск состоится днем ранее, но его перенесли по неназванной причине. На борту Falcon 9 находилось 20 спутников Starlink v2 Mini, причем 13 из них обладают технологией Direct to Cell — возможностью прямого подключения к смартфонам.

Сначала все шло по плану: первая ступень ракеты B1063, для которой это был 19-й полет, после выполнения задания совершила вертикальную посадку на морскую платформу Of Course I Still Love You в 627 километрах от места старта в акватории Тихого океана. Однако потом начались проблемы: по словам владельца компании SpaceX Илона Маска, для поднятия перигея орбиты двигатель второй ступени был перезапущен, но это привело к его отказу. Причины на данный момент неизвестны.

«Спутники Starlink были развернуты, но их перигей может быть слишком низким, чтобы они могли подняться на свою рабочую орбиту», — подчеркнул Маск. Позднее он уточнил, что специалисты компании обновляют ПО спутников таким образом, чтобы их ионные двигатели работали на уровне, эквивалентном Warp 9 (режим фантастического двигателя из «Звездного пути», способного развивать скорость от 729 до 1718 раз быстрее скорости света). «В отличие от эпизода Star Trek, это, вероятно, не сработает, но попробовать стоит. Двигатели спутников должны поднимать орбиту быстрее, чем атмосферное сопротивление тянет их вниз, иначе они сгорят», — написал владелец SpaceX.

Помимо этого, спустя всего две минуты после того, как был запущен двигатель второй ступени, наблюдатели обратили внимание на образование слишком большого количества инея — по их мнению, это может свидетельствовать об утечке кислорода.

Для SpaceX это был 70-й пуск в нынешнем году (Falcon 9 отправлялась в полет 69 раз), и больше половины стартов — 49 — были посвящены пополнению мегаспутниковой группировки Starlink: она насчитывает более 6150 действующих спутников. Что же касается аппаратов с функцией Direct to Cell, то за последние месяцы их количество превысило 100, даже не считая последнего запуска (если спутникам все же не удастся выйти на рабочую орбиту).

Первые аппараты, которые имеют возможность подключаться напрямую к смартфонам, SpaceX вывела на орбиту в январе. Отмечалось, что на первых порах спутники позволят обмениваться текстовыми сообщениями, но потом, в 2025-м, их функционал расширится до передачи голосовых сообщений и других данных. Цель нового сервиса — обеспечить пользователям широкополосный доступ в интернет даже в тех зонах, где покрытие сотовой связи слабое.

До конца 2024 года на орбиту отправят еще сотни спутников с такой функцией, и уже осенью их услуги будут предоставлять клиентам T-Mobile. Технология уже выдержала первые эксперименты: в январе с ее помощью передали первые текстовые сообщения с аппаратов Starlink на смартфоны и обратно, а позднее компания опубликовала первый пост в социальной сети X (бывший Twitter).