Бактерии на МКС приспособились к экстремальным условиям космоса
Наука

Бактерии на МКС приспособились к экстремальным условиям космоса

25 сентября 2024 года, 13:42

Микроорганизмы, обнаруженные на Международной космической станции (МКС), эволюционировали, чтобы лучше противостоять экстремальным условиям космоса, выяснили ученые NASA. По сравнению со своими земными аналогами, бактерии научились лучше переносить космическую радиацию и низкую гравитацию.

Исследователи из Лаборатории реактивного движения NASA в Калифорнии изучили несколько видов уникальных штаммов бактерий, обнаруженных в образцах, собранных на МКС, таких как Microbacterium mcarthurae, Microbacterium meiriae, Paenibacillus vandeheii, Arthrobacter burdickii и Leifsonia williamsii. Они упорядочили геномы этих микроорганизмов и сравнили с их ближайшими известными земными аналогами.

Выяснилось, что «космические» бактерии приспособились к выживанию в космосе. Например, они выработали белки, которые помогают им справляться с микрогравитацией, а также позволяют эффективнее восстанавливать их ДНК, которая может быть повреждена в результате радиационного облучения на орбите. «Микробы нашли способы жить и, возможно, даже процветать в космосе. Понимание того, как они это делают, может принести большую пользу исследованиям в сфере космонавтики и медицины», – отмечают авторы работы.

Пока непонятно, насколько эти микроорганизмы опасны для здоровья космонавтов, но исследователи отмечают, что некоторые из выявленных ими генетических признаков указывают на потенциальную патогенность бактерий. Так, у «космических» видов наблюдается повышенная активность определенных генов, в том числе тех, которые помогают им обходить иммунный ответ. Они также могут образовывать биопленки – слизистые слои, которые прилипают к поверхностям и помогают микробам быть устойчивыми к антибиотикам и дезинфицирующим средствам.

Результаты исследования говорят о том, что экипажам МКС потребуется приложить больше усилий для контроля влажности внутри орбитальной станции, чтобы предотвратить рост биопленок. Ученые также отмечают, что в случае выявления вредоносного воздействия изученных микроорганизмов на людей, в ближайшее время могут быть разработаны новые лекарства, которые позволят бороться с ними. «Мониторинг микробной популяции на борту в местах обитания людей во время длительных полетов и определение их генетических особенностей имеют решающее значение для сохранения здоровья космонавтов», – подчеркивают ученые.

Ранее исследователи выявили на МКС 13 штаммов E. Bugandensis – мутировавших бактерий, устойчивых к лекарствам и приспособленных к орбитальным условиям. В частности, после пребывания в космосе, у них появилось больше генов, связанных с такими важными функциями, как транспортировка аминокислот.