Больше Млечного Пути в 140 раз: открыт рекордно длинный выброс черной дыры
Большой взрыв

Больше Млечного Пути в 140 раз: открыт рекордно длинный выброс черной дыры

19 сентября 2024 года, 09:13

В созвездии Дракона астрофизики обнаружили настоящий столб драконьего пламени — самый грандиозный выброс сверхмассивной черной дыры в истории. На этот колоссальной длины стержень можно было бы «нанизать» тысячу карликовых галактик, и даже Млечный Путь показался бы на его фоне крошечной точкой. Неудивительно, что первооткрыватели дали выбросу имя собственное, происходящее из древнегреческой мифологии, и сравнили с нитями охватывающей всю Вселенную «космической паутины».

Сканирование отдаленной области Вселенной велось с помощью радиотелескопа LOFAR. Задачей исследователей было собрать надлежащую выборку из сверхмассивных черных дыр, отличающихся повышенной активностью, и изучить, как именно они влияют на межгалактическую среду. Многие из 11 тысяч зафиксированных крупных выбросов, порожденных этими гигантами, выглядели весьма эффектно, протянувшись на десятки и сотни тысяч световых лет. Но один просто поразил воображение астрономов, считавших, что такое попросту невозможно.

Джет, обнаруженный на расстоянии 2,2 миллиарда парсек, протянулся на фантастические 23 миллиона световых лет. Это в десять раз больше, чем расстояние от Земли до Туманности Андромеды и в 140 раз больше, чем диаметр Млечного Пути — очень крупной галактики. Другими словами, такой выброс может пронзить насквозь целое галактическое скопление или тысячу небольших галактик (таких как Малое Магелланово облако) подряд.

Такой масштаб делает джет заметным даже на фоне самой масштабной структуры во Вселенной: так называемой «космической паутины» — сети гравитационно связанных скоплений материи (как «обычной», так и темной), заполняющей все космическое пространство, словно его скелет.

Кроме кодового обозначения выброс получил имя собственное — Порфирион (сын Урана и Геи и один из сильнейших гигантов в греческой мифологии — убить его смог только лично Зевс, не без помощи Геракла). Судя по всему, своим появлением космический Порфирион обязан чрезвычайно продолжительной вспышке активности некоей сверхмассивной черной дыры (ее ученые пока не открыли). Вероятно, это произошло спустя 4,4-6,3 миллиарда лет после Большого взрыва — материя во Вселенной была тогда в 7-15 раз плотнее, чем сейчас.

Тем самым фактически поколеблена доминирующая в космологии точка зрения, согласно которой джеты черных дыр должны быть весьма неустойчивы и в конечном итоге разрушаться под действием магнитогидродинамической нестабильности. По всей видимости, внутри выбросов протекают некие скрытые процессы, которые позволяют им сохранять стабильность на протяжении сотен миллионов лет. Лишь будущие исследования смогут дать ответ на эту неожиданно появившуюся загадку.