МИФИ запустит серийное производство плазменных двигателей для малых спутников
Технологии

МИФИ запустит серийное производство плазменных двигателей для малых спутников

27 августа 2024 года, 10:45

Специалисты НИЯУ МИФИ начнут серийно производить двигатели для нано- и микроспутников, в том числе плазменные. В дальнейшем установки планируют создавать и для более крупных космических аппаратов. Пока же инженеры работают над совершенствованием электронных приборов и переходом на полностью российские компоненты.

Для этих целей при университете создали отдельное предприятие ООО «СТАР» (Спутниковые технологии и астроразработки). Основная разработка компании – плазменная двигательная установка VERA (Volume-Effective Rocket-propulsion Assembly). Устройства такого типа используются для корректировки орбиты космических аппаратов, а также для оптимального распределения над Землей спутников, входящих в состав орбитальных группировок. После завершения эксплуатации аппаратов двигатель позволяет сводить их с орбиты, чтобы не создавать космический мусор в околоземном пространстве.

Плазменный двигатель VERA, по словам его разработчиков, – лучший в России среди аналогов такого класса по габаритам, массе, энергоэффективности и безопасности в эксплуатации. Он уже используется на борту трех запущенных в космос аппаратах, один из которых – спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Святобор-1» для отслеживания лесных пожаров, также разработанный в МИФИ и отправленный на околоземную орбиту в июне прошлого года.

По данным гендиректора «СТАР» Евгения Степина, в России производится около 70 двигателей такого типа в год. Цифра соответствует реальному запросу потенциальных покупателей – таких компаний, как «Спутникс» и «Геоскан». Сейчас одна из основных целей нового предприятия – повысить надежность электроники и полностью перейти на отечественные компоненты. По словам руководителя компании, первые сделки по продаже двигателей могут быть заключены уже до конца текущего года. Установки будут собирать сотрудники компании на территории МИФИ.

Ранее собственные двигатели для малых космических аппаратов представили специалисты Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф. Уткина. Использовать их разработку  планируется на борту пикоспутников (весом от 100 г до 1 кг), фемтоспутников (менее 100 г) и адоспутников (менее 10 г).

В июне две российские организации – Центр Келдыша и МФТИ – заключили соглашение с Шанхайским институтом космических двигателей, чтобы заняться совместными исследованиями и разработкой инновационных двигательных установок, в том числе магнитоплазмодинамических.