Ученые предложили новый критерий пригодности экзопланет для жизни
В поисках пригодных для жизни экзопланет ученые чаще всего ориентируются на их расстояние от звезды. Придуман даже термин: «Зона Златовласки» (русский эквивалент — «Зона Маши и медведя»). Но по мнению многих астрофизиков этого критерия явно недостаточно. Так, дуэт исследователей показал, что определение обитаемой зоны необходимо расширить, включив туда фактор магнитных полей.
Зона обитаемости — хорошо известное понятие, и долгое время она определялась лишь тем, на каком расстоянии от данного светила может существовать жидкая вода. Однако при всей важности этой субстанции для жизни трудно утверждать, что этот фактор единственный. Ко многим вещам, характерным для Солнечной системы, мы привыкли, считая их само собой разумеющимися, несмотря на то что в глубинах галактики все может быть совершенно иначе. Одна из таких вещей — солнечное магнитное поле.
Как оно возникает — это отдельный вопрос (тоже не до конца изученный). Ученых, занимающихся поисками жизни, интересует то, как именно оно влияет на возможность развития организмов. На Земле «космическая погода», формируемая по большей части Солнцем, способна приводить к сбоям в работе спутников, но практически не влияет на самочувствие живых существ. Однако в других системах взаимодействие между звездами и вращающимися вокруг них мирами может проходить совершенно иначе. Именно это и смоделировали астрофизики.
Звездную активность исследователи охарактеризовали при помощи параметра, известного как число Россби (Ro), то есть отношения периода вращения звезды к длительности ее конвективного оборота. Это дает сравнительно точную оценку альфвеновского радиуса — расстояния, на котором «ветер» без особых проблем отделяется от звезды.
Если экзопланета будет находиться внутри этого радиуса — то ни о какой жизни на ней можно не мечтать: всю атмосферу с нее попросту «сдует». Тем более странно, что в предыдущих исследованиях на тему обитаемости иных миров этому параметру не было уделено решительно никакого внимания. Команда исправила это недоразумение, подвергнув дополнительному изучению 1 546 экзопланет. И результат оказался не самым радужным.
Выяснилось, что всего две (!) из них — K2-3 d и Kepler-186 f — удовлетворяют всем требованиям обитаемости. Они лежат за пределами альфвеновского радиуса своих звезд, сами обладают достаточно сильными магнитными полями, вменяемой гравитацией и могут быть покрыты жидкой водой. Остальные 1 544 мира были отбракованы, как бесперспективные. Теперь исследователи надеются, что результат этой «жесткой» проверки будет принят к сведению и использован в поисках новых планет, которые могут быть домом наших «братьев по разуму» или базой для будущей колонизации.