Сенаторы США будут бороться за лунную программу NASA
Проекты

Сенаторы США будут бороться за лунную программу NASA

23 июля 2024 года, 09:31

Конгресс США уже несколько месяцев обсуждает сокращение расходов NASA. Из-за недостатка финансирования агентству приходится отказываться от некоторых проектов и пересматривать свои программы. Однако председатели сенатского подкомитета по ассигнованиям собираются отстоять права космического ведомства и все же добиться увеличения бюджета. В частности, защитить от любых вмешательств планируют лунную программу «Артемида».

Комитет Сената США по ассигнованиям 25 июля планирует рассмотреть законопроект о расходах на торговлю, правосудие и науку (CJS) на 2025 финансовый год. По словам председателя подкомитета по ассигнованиям, сенатора Джинн Шехин, в документе говорится об увеличении финансирования NASA, однако детали пока не приводятся. Известно, что космическое агентство запросило почти $25,4 млрд на 2025 финансовый год после получения $24,875 млрд в 2024 году.

«Несмотря на сложный финансовый год из-за Закона о бюджетной ответственности, который ограничивает расходы, не связанные с обороной, в 2024 и 2025 годах, мы сделали большой аванс по инвестициям, которые необходимы для того, чтобы Америка оставалась лидером в космической сфере», - сказала сенатор. Она не привела никаких конкретных примеров проектов, которые будут профинансированы, но другой член подкомитета – сенатор Джерри Моран, упомянул лунную программу «Артемида» (Artemis). «В прошлогоднем законопроекте об ассигнованиях и в документе этого года основной целью было обеспечить защиту «Артемиды» и продвинуть вперед наши планы по пребыванию на Луне <…> Мы не хотим быть страной, которая наблюдает, как Китай продвигает свою программу освоения космоса в ущерб нам», - сказал он.

Сенаторы не раскрыли, чем новый законопроект будет отличаться от того, который Комитет Палаты представителей по ассигнованиям предложил 9 июля. Он предусматривал выделение NASA почти $25,2 млрд – почти на $205 млн меньше запрошенной суммы. Средства главным образом планируется направить на программы по исследованию космоса. Так, $7,6 млрд предлагается отвести на разного рода экспедиции, $1,2 млрд — на разработку космических технологий, а $89 млн — на группу дисциплин STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика). Законодатели также поддерживают программу CLPS по коммерческой доставке грузов на Луну и рекомендуют агентству пересмотреть отмененную программу GeoCarb по изучению земной атмосфере и измерению уровня углекислого газа в ней.

Законопроекты Палаты представителей и Сената, по всей видимости, будут согласованы в рамках единого документа, который объединяет сразу несколько положений о расходах. Процесс осложняется предстоящими в ноябре президентскими выборами, которые могут изменить партийный контроль над Белым домом и обеими палатами Конгресса США.

Ранее из-за споров о выделении бюджета NASA под угрозой срыва оказалась программа по доставке образцов с Марса на Землю (MSR). Тем не менее, конгрессмены решили оставить программу и потратить на нее $650 млн в 2025-м году, что на $450 млн больше, чем запрашивало агентство. Такое решение связано с тем, что предыдущие сокращения бюджета этой программы привели к серьезным потерям высококвалифицированной рабочей силы, что нанесло ущерб как самому проекту, так и будущим исследованиям в сфере планетологии.

В то же время, луноходу VIPER повезло меньше – на прошлой неделе NASA приняло решение закрыть этот проект, несмотря на то, что ровер уже полностью готов и прошел первые испытания. На его создание потратили около $450 млн, но запуск и дальнейшая эксплуатация потребуют еще больше средств. В агентстве не видят смысла выделять деньги на эти цели. Отмена запуска позволит сэкономить около $84 млн, считают в NASA.