Три красные точки: «Уэбб» нашел в молодой Вселенной «невозможные» галактики
Большой взрыв

Три красные точки: «Уэбб» нашел в молодой Вселенной «невозможные» галактики

2 июля 2024 года, 12:04

В молодой Вселенной должны быть еще более молодые звезды? На самом деле не должны — что с удивлением обнаружили астрономы, исследовавшие область космоса возрастом менее миллиарда лет. Интригующие факты о том, что происходило "вскоре" после Большого Взрыва, поведали ученым маленькие красные точки, каждая из которых оказалась небольшой, но чрезвычайно плотной галактикой.

Три малиновых огонька попали в объектив космического телескопа «Уэбб» совсем недавно и первое время казались ничем не примечательными галактиками. Интересные факты начали вскрываться позже: во-первых, возраст их был определен, как равный от 800 до 600 миллионов лет, что делает их одними из самых древних, когда-либо обнаруженных человечеством.

А во-вторых, изучив интенсивность излучения на различных длинах волн (в пределах ближнего инфракрасного диапазона), астрономы заметили нечто удивительное: большинство звезд внутри этих галактик практически не уступали им по возрасту. Хотя, по идее, должны быть гораздо моложе.

Но это было только начало загадок. В центре галактик были замечены признаки по-настоящему чудовищных черных дыр, массой в миллиарды Солнцв тысячи раз больше Стрельца А* - черной дыры в центре нашей Галактики). Что является совершенным нонсенсом: космологическая теория предполагает, что черные дыры растут вместе с галактиками. А не оказываются полностью сформировавшимися уже на заре Вселенной, внутри совсем юных галактик. Это не единственное отличие «малиновых точек» от других квазаров: к примеру, они излучают гораздо больше ультрафиолета, чем большинство их «одноклассников».

Как эти три галактики успели сформироваться — непонятно, причем непонятность эту усугубляет ещё одно их качество - плотность. Их диаметр составляет не больше нескольких сотен световых лет, а объем и вовсе в тысячу раз меньше, чем у Млечного Пути. При этом количество звезд поражает: согласно самым скромным оценкам, их там не меньше 10 миллиардов. Верхние же оценки дают 1-1,5 триллиона светил.

Для сравнения: если бы такой же плотностью обладал Млечный Путь — то ближайшая к нам звезда, Проксима Центавра, с расстояния 4,2 световых лет «перепрыгнула» бы внутрь Солнечной системы. А сверхмассивная черная дыра, вокруг которой вращается все в нашей Галактике, оказалась бы всего в 26 световых годах — и мы видели бы ее яркий аккреционный диск в ночном небе.

Другими словами, на этот раз «Уэбб» наткнулся на что-то поистине экзотическое. И не одному десятку астрономов придется поломать голову над тем, что они увидели в ранней Вселенной: галактиками, звездами и черными дырами, которые «сформировались невиданным для нас способом, в условиях, которые мы не могли бы себе представить, в эпоху, в которую мы никогда не ожидали их увидеть», — по признанию одной из исследовательниц. Сейчас космос уже не создает ничего подобного. А значит, поколения астрономов продолжат титанический труд над загадками ранней Вселенной.