На базе новосибирского вуза откроют центр для анализа сигналов со спутников
Технологии

На базе новосибирского вуза откроют центр для анализа сигналов со спутников

2 июля 2024 года, 09:51

В Сибири осенью откроют Центр космических исследований. В нем студентов научат работе со спутниковыми данными: расскажут, как распознавать, принимать и расшифровывать переданную информацию. В планы лаборатории также входят научные эксперименты и разработка новых технологий, в том числе создание системы на базе искусственного интеллекта, которая позволит автоматически анализировать полученные с орбиты сведения и вести каталог космических аппаратов на орбите.

Центр космических исследований откроется в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) в Новосибирске. На первом этапе будет создана лаборатория для приема сигналов исследовательских и метеорологических спутников. Студенты и преподаватели будут записывать, расшифровывать, анализировать и вносить полученную информацию в единую базу данных космических аппаратов. Таким образом, студенты смогут учиться работе со спутниками не только в теории, но и на практике.

Позже планируется разработать систему искусственного интеллекта, которая позволит автоматически анализировать и распознавать сигналы, классифицируя спутники и вычисляя их орбитальные параметры. Наблюдение и фиксация этих сведений позволит создать каталоги космических объектов с актуальной информацией об их орбитах и состоянии средств связи, поясняют в пресс-службе университета.

Подготовка операторов спутников особенно актуальна в связи с развитием российских спутниковых группировок, в том числе в рамках федерального проекта «Сфера». «Столь масштабный проект, рассчитанный до 2030 года требует подготовки специалистов в данном направлении, причем "расти" эти специалисты будут, начиная с вуза вместе со спутниковой отраслью», – отмечают в СибГУТИ.

В связи с этим в университетскую программу включили изучение основ спутниковой связи и работы с существующими спутниками радиолюбительских диапазонов. Студенты смогут разрабатывать антенные устройства, изучать свойства сигналов с различной модуляцией и кодировать их, работать с базами данных и специализированным программным обеспечением.

На втором этапе создания Центра планируется развивать конструкторское бюро, где студенты смогут создавать и запускать на орбиту собственные спутники. Цель учреждения – создать свой космический аппарат, сертифицировать его, запустить, после чего наблюдать за его полетом и проводить экспериментальные сеансы связи. Это позволит создавать новые технологии обработки сигнала, загружать их на борт и испытывать на орбите в режиме реального времени.

На прошлой неделе замдиректора департамента автоматических космических комплексов, систем навигации и ДЗЗ Роскосмоса Валерий Заичко выразил мнение, что через несколько лет необработанные данные, полученные со спутников, не будут ничего стоить. Исходя из этого, он предложил делать упор на геоаналитической и геопространственной обработке информации и предоставлять клиентам конечный продукт.