Метеоспутник EarthCARE для изучения облаков передал первое изображение
На орбите

Метеоспутник EarthCARE для изучения облаков передал первое изображение

2 июля 2024 года, 12:21

Японско-европейский метоспутник EarthCARE передал первый снимок спустя менее месяца после запуска на околоземную орбиту. Уникальное изображение показывает внутреннюю структуру и динамику облаков. Подобные измерения впервые проводились с орбиты – раньше это удавалось сделать только с Земли или с самолетов.

Снимок получен с помощью разработанного Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) радара для профилирования облаков (CPR) – одного из четырех приборов на борту EarthCARE. Первые данные с трех остальных инструментов зонда – широкополосного радиометра, атмосферного лидара и мультиспектрального тепловизора – ожидаются в ближайшие недели и месяцы.

«Это первое изображение такого рода – никогда раньше у нас не было подобной информации, полученной из космоса. Это все, на что мы надеялись, и даже больше. Я верю, что радар для профилирования облаков позволит сделать ряд научных открытий», – сказал научный сотрудник JAXA Такуджи Кубота.

Изображение разделено на две части. Слева представлены данные о вертикальной концентрации облачных частиц, измеряемой с помощью коэффициента отражения. На нем видно, что более плотная часть облака находится в центре, где больше крупных частиц.

Справа отражена скорость падения частиц. Низкие значения в верхнем слое, обозначенные зеленым цветом, говорят о том, что кристаллы льда и снежинки находятся в стабильном состоянии, либо падают очень медленно. В нижнем слое преобладает синий цвет, что говорит о гораздо более высокой скорости падения, значит, в этом месте происходит дождь. На обоих снимках видна четкая граница, которая проходит на высоте около 5 км. В этом месте лед и снег тают, образуя капли воды, которые выпадают на Землю в виде дождя.

Для измерения вертикальной скорости движения льда, снега и дождя радар использует доплеровскую скорость. Это первый случай подобных измерений, проведенных из космоса. Раньше такие данные можно было получить только с помощью наземных или авиационных радаров. Причем традиционные способы могли измерять только определенные области, а EarthCARE позволяет равномерно изучать структуру облаков по всей планете.

Подробная информация о плотности, распределении по размерам и скорости частиц позволяет специалистам различать компоненты облаков и, следовательно, лучше понимать их физику. Когда на EarthCARE заработают все четыре прибора, ученые ожидают узнать больше о роли облаков и аэрозолей в процессе нагрева и охлаждения атмосферы Земли, а значит – понять, как меняется климат на нашей планете.

Созданный совместными усилиями Европейского космического агентства (ЕКА) и JAXA метеоспутник EarthCARE (Earth Cloud, Aerosol and Radiation Explorer) был запущен 28 мая с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Он находится на солнечно-синхронной орбите, где в ближайшие годы будет изучать пространственную структуру потоков космического излучения, измерять интенсивность отраженного света в оптическом и инфракрасном диапазоне, а также наблюдать за парящими на границе космоса облаками и мелкодисперсными аэрозолями.