Самарские биологи отправят в космос краснокнижные растения
Наука

Самарские биологи отправят в космос краснокнижные растения

7 июня 2024 года, 11:25

В Самарском университете им. Королёва отобрали 20 видов редких растений, которые отправятся в космос на борту биоспутника «Бион-М» №2 в сентябре. Эксперимент должен показать, как суровые орбитальные условия повиляют на семена, а точнее – их дальнейшее развитие.

Чтобы составить список пригодных к космическим условиям растений, специалисты Ботанического сада при университете провели исследование состояния здоровья семян – каждое из них «просвечивали» насквозь с помощью мягколучевой рентгенографии и рассматривали под микроскопом. В результате, для отправки в космос выбрали образцы семян 20 редких растений, занесенных в Красные книги РФ и Самарской области.

В числе «избранных» оказались семена таких растений, как володушка золотистая, тюльпан Шренка, пион тонколистный, лазурник трехлопастной, мак прицветниковый, качим жигулевский, асфоделина крымская, прострел обыкновенный, катран сердцелистный и некоторые другие виды. Среди них – «потомки» растений, выращенных из семян, которые летали в космос на борту первого биоспутника «Бион-М» в 2013 году – это семена гвоздики Андржеевского и льна многолетнего.

Помимо отобранной – опытной группы, которая полетит в космос, ученые также выбрали «дублеров» – семена для контрольной и лабораторной группы исследований, которые останутся на Земле. Таким образом, по результатам полета исследователи будут изучать не 20 групп семян, а в три раза больше – 60 видов.

«Это будет очень кропотливая и продолжительная работа, так как некоторые виды имеют очень длительный период развития от семени до взрослого плодоносящего растения. Поэтому нами и было принято решение остановиться в итоге на 20 исследуемых видах, этого будет вполне достаточно», – рассказала агроном отдела флоры Ботанического сада Самарского университета им. Королёва Елена Каюрова. Она отметила, что ученым важно не количество изучаемых видов растений, а качество исследования, цель которого – понять, как орбитальные условия повлияют на семена.

В зависимости от вида растения, семена различаются по размерам, поэтому при отборе учитывали еще и то, сколько места они в займут на борту «Биона-М». Чем крупнее семя, тем меньшее количество образцов этого вида полетит в космос. Объем специального отсека, куда их поместят, действительно ограничен: его габариты – 16х16х10 см. В качестве упаковки будут использоваться грипперы – небольшие полиэтиленовые пакеты с застежкой «зип-лок».

Сейчас все отобранные экземпляры хранятся в специальном холодильнике университетской лаборатории при температуре +5 градусов. После завершения предполетных испытаний аппарата «Бион-М» №2, примерно за несколько дней до планируемой даты запуска, семена передадут специалистам на космодром для последующего размещения на борту.

Ученые надеются, что предстоящий полет «Биона-М» позволит узнать, как космические условия повлияют на всхожесть семян и их дальнейшее развитие. Кроме того, они изучат, какой эффект оказывает повторяющееся воздействие космических факторов на разные поколения растений. Эксперимент уникален еще и тем, что изучаться будут семена не сельскохозяйственных культур, а растений природной флоры, причем редких видов. Они более чувствительны к изменениям окружающей среды, по сравнению с сельскохозяйственными, которые могут адаптироваться к засухе, заморозкам и насекомым-вредителям. А значит, редкие «испытуемые» смогут намного ярче продемонстрировать влияние орбитальных условий.

По мнению Елены Каюровой, проводить подобные эксперименты – важно, в том числе – для выживания живых организмов на Земле. «Кто знает, может, в отдаленном будущем такие исследования позволят решить глобальную проблему вымирания растений на Земле или помогут создать зеленый оазис на какой-нибудь другой планете, или же благодаря полученным знаниям на орбите когда-нибудь появится космическое хранилище семян, защищенное от земных катаклизмов. Будущее покажет», – сказала агроном.

Запуск биоспутника «Бион-М» №2 предварительно запланирован на сентябрь 2024 года. Помимо растений, на его борту также будут находиться около 1,5 тысячи мух дрозофил, 75 мышей, а также различные виды микроорганизмов. Аппарат будет выведен на высокоширотную орбиту – это необходимо для подготовки к созданию перспективной Российской орбитальной станции (РОС).

Ранее Ростех представил специальный модуль «Теленаука» для «Бион-М», который позволит в реальном времени отслеживать состояние живых организмов на борту космического аппарата с помощью 25 цифровых камер.