Астрономы опровергли существование планеты Вулкан из «Звездного пути»
Наука

Астрономы опровергли существование планеты Вулкан из «Звездного пути»

29 мая 2024 года, 13:16

Исследование космоса, даже сравнительно близкого к нам, сопряжено с неожиданностями, такими как внезапное исчезновение планет. Их не пожирают черные дыры, не выбрасывает в межгалактическое пространство и не разрушают прочие катаклизмы. Просто иногда они оказываются временной ошибкой наблюдений. Именно это и произошло с довольно известной экзопланетой, которая успела даже появиться в голливудском кино прежде, чем оказаться несуществующей.

Методы обнаружения экзопланет до сих пор не могут претендовать на 100-процентную точность. Из-за того, что планеты сами по себе не являются источниками света, астрономы вынуждены вычислять их по ритмичным падениям яркости звезды, заслоняемой своим спутником (метод транзита), или по крохотным смещениям светила под действием гравитации (метод радиальных скоростей). И на расстоянии в десятки световых лет ошибки наблюдений неизбежны.

Подтверждением этого факта служит HD 26965 b — возможный мир, замеченный в 2018 году на орбите звезды 40 Эридана А. Шесть лет назад весть об этом открытии привлекла к себе всеобщее внимание. Но, как показало новейшее исследование, зря.

При изучении расположенной в 16 световых годах HD 26965 применялся метод радиальных скоростей. Их колебания показались астрофизикам весьма подозрительными. Ученые пришли к выводу, что по 42-дневной орбите вокруг этой похожей на наше Солнце звезды вращается планета — причем напоминающая Землю и даже потенциально пригодная для жизни. Но у них не было полной уверенности, поэтому окончательную расстановку точек над «i» пришлось оставить будущим исследованиям.

Команда во главе с Эбигейл Берроуз из Дартмутского колледжа подхватила инициативу, использовав новейший допплеровский спектрограф под названием NEID, установленный в обсерватории уже после первых новостей об открытии HD 26965 b. И этот прибор, чьи наблюдения отличаются гораздо большей точностью, чем у предыдущего поколения, показал: то, что казалось ритмичными смещениями звезды, на самом деле является лишь ее слегка хаотическим мерцанием.

Таким образом, планета HD 26965 b не существует. Но в этом «отрицательном» открытии на самом деле больше положительных моментов: если приборы достигли такой точности, что могут отличать катаклизмы на поверхности далеких звезд от их взаимодействия с планетами, то будущие поиски пригодных для жизни миров станут гораздо более результативными.

Примечательно, сто повышенное внимание к 40 Эридана А объяснялось во многом тем, что эта система (и расположенная в ней вымышленная планета Вулкан) фигурировала в одной из самых популярных в истории научно-фантастических франшиз — «Звездном пути», будучи родиной одного из главных героев. А в фильме 2009 года антагонист уничтожил ее с помощью искусственной черной дыры. Поэтому астрофизики в своей работе иронически сравнили с этим злодеем себя — ведь им для уничтожения планеты не понадобилось никакого сверхоружия, лишь современный научный прибор и качественные расчеты.