Airbus построит научный космический аппарат для ЕКА
Технологии

Airbus построит научный космический аппарат для ЕКА

24 мая 2024 года, 11:07

Европейское космическое агентство (ЕКА) заключило контракт с корпорацией Airbus на создание космического аппарата Vigil. Зонд будет круглосуточно наблюдать за солнечной активностью и предупреждать об опасных явлениях – например, солнечных вспышках, которые могут повлиять на работу наземных систем и спутников на околоземной орбите.

Airbus построит аппарат Vigil на своем заводе в Стивенедже в Великобритании. На эти цели корпорация получила от космического агентства €340 млн евро (или $369 млн). Запустить обсерваторию планируется в 2031 году.

Зонд Vigil будет работать в точке Лагранжа L-5 системы Земля-Солнце, двигаясь по околоземной орбите с наклонением в 60 градусов. Как заявляют в ЕКА, он станет первым европейским аппаратом космической погоды, который будет работать в круглосуточном режиме, предоставляя сведения о космической погоде. Например, он сможет предупреждать за четыре-пять дней о некоторых опасных явлениях (например, солнечных вспышках и геомагнитных бурях), которые могут повлиять на электронику на Земле, спутники околоземной орбите или Международную космическую станцию (МКС). Полученные данные будут передаваться в Службу космической погоды ЕКА.

«Vigil значительно улучшит как время получения предупреждений о космической погоде, так и уровень их детализации благодаря своей уникальной точке обзора в глубоком космосе», - пояснил генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер. Аппарат сможет наблюдать скорость и направление корональных выбросов массы Солнца и вычислять, насколько они опасны.

На борту Vigil будет шесть инструментов, четыре из которых предоставят европейские институты. Один из приборов зонд получит от Национального управления по океану и атмосфере США – это компактный коронограф, основанный на разработках научно-исследовательской лаборатории Военно-морских сил США. Такой же инструмент будет использоваться на метеорологическом спутнике GOES-U, который запустят в июне, а также на спутнике Space Weather Follow, который отправят в точку Лагранжа L-1 в 2025 году.

Еще один прибор предоставит NASA. Это будет JEDI – ультрафиолетовый тепловизор для исследования корональной активности, который будет работать в режиме реального времени. Разработкой займется Юго-Западный исследовательский институт в рамках контракта с агентством на $45 млн.

Ранее на этой неделе Европейское космическое агентство выбрало две компании, которые разработают грузовые космические корабли для доставки продовольствия на Международную космическую станцию. Создать и запустить транспортные средства с первыми грузами должны будут к 2028 году.