Российский телескоп на борту «Спектра-РГ» завершил пятый обзор всего неба
На орбите

Российский телескоп на борту «Спектра-РГ» завершил пятый обзор всего неба

26 апреля 2024 года, 11:31

Рентгеновский телескоп ART-XC им. М. Н. Павлинского на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» наконец вернулся к основной программе наблюдений и провел свой пятый полугодовой обзор космического пространства. Результатом должна будет стать первая карта громадных областей Вселенной в диапазоне самых высоких энергий, на которой не останется «белых пятен».

Запущенный Россией в 2019 году «Спектр-РГ», оказавшись в космосе, сразу же приступил к выполнению невероятно масштабной задачи: построению всеобъемлющей рентгеновской карты всего звездного неба. Он успел провести четыре полных обзора, но в марте 2022 года власти Германии выключили созданный при их участии телескоп eROSITA. В результате все наблюдения осуществлял российский телескоп ART-XC, а российским ученым пришлось создать для него новую программу наблюдений: преимущественно он высматривал точечные объекты и небольшие сектора Галактики.

Так продолжалось до осени прошлого года, когда ART-XC все-таки вернулся к главной цели, поставленной перед ним в момент создания. И 24 апреля пятый полномасштабный обзор космического пространства был завершен. Осталось еще три.

Стратегия многократно перекрывающихся обзоров была избрана специально: чтобы восемь карт, при наложении одна на другую, позволили закрыть все неизбежно возникающие в процессе наблюдений пробелы — как три письма капитана Гранта в романе Жюля Верна. Работа в космосе непредсказуема, и ей может помешать, к примеру, солнечная вспышка. Но благодаря многократному дублированию карта получится целостной и законченной.

Именно благодаря такой стратегии пятый обзор удалось сделать необычным: телескоп время от времени «отвлекался» на возникающие то тут, то там экзотические явления. Так команде телескопа удалось «между делом» совершить целый ряд открытий — от нового, необычайно яркого пульсара, до рентгеновского излучения от свежевспыхнувшей сверхновой SN2024GGI. Причем в обоих случаях российские ученые опередили всех своих иностранных коллег.

«За почти пять лет работы с телескопом и обсерваторией в целом мы многому научились — не только работе с данными, но и быстрому, четкому планированию наблюдений, причем в разных форматах: обзоры, сканирования или трехосная стабилизация», — отметил научный руководитель телескопа и замдиректора ИКИ РАН Александр Лутовинов.

Благодаря слаженной работе астрономов с инженерами из НПО им. Лавочкина программа наблюдений ART-XC теперь может быть изменена буквально «за считанные часы», а результаты наблюдений выдаются фактически в режиме онлайн. Таким образом, даже решение немецкой стороны, вдвое сократившей научно-исследовательскую мощь космической обсерватории, не помешало «Спектру-РГ» остаться одним из самых мощных и совершенных инструментов человечества в космосе.