Одно столкновение на Марсе привело к появлению двух миллиардов кратеров
Большой взрыв

Одно столкновение на Марсе привело к появлению двух миллиардов кратеров

20 марта 2024 года, 09:30

Человеку, привыкшему к гладким земным пейзажам, трудно даже представить себе количество кратеров на Марсе, которое исчисляется едва ли не триллионами. Но не все они — детища прилетевших из космоса астероидов. Обломки самого Марса могут быть почти так же разрушительны — и это доказало недавнее столкновение, когда одна-единственная катастрофа привела к появлению двух миллиардов вторичных кратеров на пространстве диаметром 2000 километров.

Кратеры на Марсе легко образуются и отлично сохраняются — там нет тектоники плит (которая разрушает инородные формы рельефа на Земле) и плотной атмосферы (в которой сгорает большинство метеоритов). Но кратер, который недавно стал объектом изучения большой команды планетологов, необычен даже по местным меркам.

Речь идет об огромной, слегка асимметричной «чаше» под названием Коринто, расположенной на равнине Элизий в 17 градусах к северу от экватора. Кратер достаточно молод — всего 2,34 миллиона лет — и для своего возраста огромен: около 14 километров в диаметре и один километр в глубину. По всей видимости, это самый последний кратер такого размера на Марсе.

Но «короля играет свита», а наиболее замечательная черта Коринто — не он сам, а гигантская система малых кратеров, расходящаяся от него лучами. Это следы от кусков породы, которые были выброшены вверх грандиозным столкновением и затем обрушились на поверхность Красной планеты, превратив местность к югу в настоящий «танковый полигон».

Чтобы восстановить сценарий этой катастрофы, ученые использовали выборку наблюдений, сделанных Mars Reconnaissance Orbiter, целенаправленно выискивая кратеры, созданные именно вторичными обломками. Затем найденные объекты были сгруппированы в пять различных фаций, в зависимости от расстояния до центра Корино и структурных особенностей.

К примеру, нулевая фация (ближайшая к эпицентру), имеет полукруглую форму и очень отчетливые края, а вот кратеры фации номер 3 — длинные и узкие, то есть оставившие их куски породы, прежде чем остановиться, долго перекатывались. Причем в момент удара на месте Корино, вероятно, находилось большое количество водяного льда, который затем взорвался от перегрева. Но самое впечатляющее выяснилось, когда ученые подсчитали, сколько всего кратеров им удалось найти.

Оказалось, что обломки Марса в ходе вторичной «бомбардировки» оставили на его поверхности больше двух миллиардов кратеров шириной более 10 метров. А самые удаленные из них находятся на расстоянии в 1850 километров от центра Корино.

Даже для Марса такая дальность выбросов — абсолютный рекорд. Не исключено, что более глубокое изучение Корино и его окрестностей приведет к лучшему пониманию геологии Красной планеты. И уж точно привлечет будущих исследователей, ведь уникальные события и рекорды притягивают внимание людей независимо от количества научных степеней и регалий.