Загадка марсианских водных потоков: все было не так, как на Земле
Наука

Загадка марсианских водных потоков: все было не так, как на Земле

6 марта 2024 года, 13:24

Земная поверхность изрезана тысячами больших и малых рек, но и в глубине коры их не меньше: подземные воды являются важнейшей частью экосистемы нашей планеты. Долгое время по умолчанию считалось, что то же самое было и на Марсе — в эпоху, когда он был полон влаги. Но новейшее исследование неожиданно показывает, что Красная планета была и остается практически лишена грунтовых вод. А значит, огромное количество представлений о ней, включая поиск там жизни, должны быть радикально пересмотрены.

Планетологи неоднократно делали расчеты количества осадков на Марсе или полноводности текших там рек. Но вопросом грунтовых вод — с учетом современных данных — они занялись впервые. Оказалось, что независимо от объема осадков, в подповерхностные слои всегда попадало примерно одинаковое количество влаги.

И оно было до крайности низким — всего около 0,03 миллиметра в год, что в тысячи раз меньше, чем даже в очень засушливых регионах Земли. Это делает недра Марса крайне сухими — гораздо суше, чем такие пустыни, как Намиб, Гоби или Атакама.

Причины такой «водостойкости» поверхности Красной планеты пока остаются неясными. Как отметил ведущий автор исследования Эрик Хайатт, вариантов здесь может быть множество. К примеру, дождевая вода могла размываться по ландшафту в виде стоков. Или, возможно, на четвертой планете просто выпадало слишком мало дождей.

«Тот факт, что течение подземных вод представляет собой не такой масштабный процесс, может означать, что существуют и другие факторы. Возможно, мы преуменьшаем активность стоков, или преуменьшаем количество дождей. Но это просто фундаментально отличается от того, что мы знаем о воде на Земле», — подчеркнул Хайатт.

Новое открытие может помочь ученым в восстановлении условий, которые существовали на Марсе во времена его климатического процветания или объяснить загадку его так называемой «великой дихотомии».

Дело в том, что ландшафт Красной планеты кардинально меняется по полушариям. Северное представляет собой сплошные низменности, в то время как южное покрыто высокогорьями. Возможно, на формирование такого экзотического профиля планеты повлияло неравномерное поднятие грунтовых вод на поверхность.

Впрочем, не меньше, чем о прошлом Марса, новое открытие может сказать и о его будущем. Ведь, как замечают исследователи, люди рано или поздно появятся на Красной планете, будут налаживать там собственный быт и искать следы жизни. А знания о том, где в желтовато-бурых грунтах можно искать воду, окажутся поистине незаменимы.