Японский аппарат SLIM сел на Луну, возможна авария
Проекты

Японский аппарат SLIM сел на Луну, возможна авария

19 января 2024 года, 16:15

Японский аппарат SLIM совершил мягкую посадку на Луну после более пяти месяцев полета. Однако сразу после прилунения, судя по всему, произошла авария. Модуль прилунился в районе кратера Шиоли в ночь на субботу, 20 января, по японскому времени (в 18:20 мск пятницы, 19 января), но, по данным телеметрии, опрокинулся. Впрочем, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сообщило, что смогло установить связь с аппаратом, и назвало посадку успешной. Не исключено, что от модуля успели отделиться два небольших лунохода, один из которых уже излучает радиоволны.

Спуск посадочного модуля SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) к поверхности Луны начался в 00:00 по японскому времени (18:00 по Москве). Перед этим нижняя точка окололунной орбиты, по которой двигался аппарат, была понижена до 15 километров. Посадка на спутник Земли должна была состояться спустя 20 минут. Все это время JAXA вело прямую трансляцию события из центра управления миссией.

Судя по данным телеметрии, аппарат смог сесть на поверхность Луны, но затем опрокинулся. Позднее в JAXA подтвердили прилунение модуля и уточнили, что получают устойчивый сигнал от него. Опрокидывание SLIM произошло, вероятно, из-за того, что место посадки было неровным. «Мы подтвердили, что аппарат прилунился, связь с ним установлена. Однако солнечные элементы не генерируют энергию, поэтому в настоящее время мы отдаем приоритет сбору данных с поверхности Луны», — говорилось в сообщении агентства. Как добавили в JAXA, сейчас модуль питается от встроенного аккумулятора.

Представитель японского агентства Хитоси Кунинака заявил, что считает миссию по посадке модуля в целом успешной. «Главная причина этого заключается в том, что аппарат смог отправить телеметрию на Землю. Это в свою очередь означает, что основная часть оборудования модуля функционирует», — подчеркнул он.

Таким образом, Япония стала пятой страной в мире, сумевшей посадить свой модуль на естественный спутник Земли. Ранее это удалось Советскому Союзу, США, Китаю и Индии.

Незадолго до прилунения представитель проекта Кенджи Кушики назвал наиболее опасным моментом именно начало торможения, при котором аппарат может сбиться с маршрута и разбиться при посадке. Основной задачей модуля SLIM было совершить мягкую посадку на спутник Земли с точностью до 100 метров. По словам японцев, успешному прилунению SLIM должна была поспособствовать технология навигации на основе зрения, которую в JAXA прозвали «умными глазами». По мере приближения к Луне космический аппарат делал снимки ее поверхности, чтобы можно было достаточно оперативно определить его местоположение на картах и автономно корректировать траекторию при заходе на посадку.

Еще одно отличие японской экспедиции состояло в выборе места прилунения. Так, к примеру, если российская и индийская автоматические межпланетные станции «Луна-25» и «Чандраян-3» были нацелены на Южный полюс Луны, то посадка SLIM произошла рядом с небольшим лунным ударным кратером Сиори на равнине Море Нектара. По словам японских ученых, эта равнина, вероятно, образовалась в результате древней вулканической активности.

Поэтому аппарат должен был исследовать состав горных пород, чтобы подтвердить их происхождение. Полученные в ходе этой экспедиции данные планировалось использовать в том числе в лунной программе NASA «Артемида», цель которой — обеспечить устойчивое присутствие человека на Луне. «Ожидается, что архитектура миссии SLIM изменит стандарты экспедиций по посадке на Луну: от прилунения там, где это легко, до посадки в том месте, где требуется», — говорилось в описании миссии.    

В то же время JAXA потребуется около месяца, чтобы точно определить координаты и выяснить, насколько точной была посадка. Кроме того, не до конца известна судьба двух луноходов, которыми был оснащен посадочный модуль. Ранее эксперты предположили, что SLIM успел отсоединить один из роверов перед тем, как опрокинуться на склоне. На это указывал факт приема от него сигнала, который улавливала станция дальней космической связи в Мадриде. Позднее в JAXA подтвердили, что речь идет о луноходе LEV-1: он действительно отделился от модуля и нормально функционирует.

Ровер высотой 30 см должен перемещаться по Луне с помощью прыжкового механизма. Он оснащен оборудованием прямой связи с Землей и широкоугольными камерами видимого света. Второй робот LEV-2 — небольшой круглый луноход-трансформер диаметром 8 см и массой 250 граммов с двумя камерами. Он должен помочь посадочному модулю в изучении лунного реголита. Представители агентства полагают, что LEV-2 тоже смог отделиться от спускаемого аппарата.

«Робот LEV-1, вероятно, отделился во время зависания над Луной. При отделении он автоматически излучает радиоволны, они были нами получены. Поэтому мы считаем, что LEV-1 и LEV-2 успешно отделились», — отметили в агентстве.

Посадочный модуль SLIM высотой 2,4 м и весом 200 кг был запущен с помощью ракеты-носителя H-2A, которая стартовала 7 сентября с космодрома Танэгасима в юго-западной префектуре Кагосима. Аппарат отделился от ракеты спустя 47 минут после пуска, а в начале октября успешно вышел на переходную орбиту, завершив тем самым фазу нахождения в области земного притяжения. В середине января он начал снижение и был выведен на круговую орбиту высотой около 600 км. Коррекцию траектории, торможение и спуск на лунную поверхность SLIM осуществил с помощью собственного двигателя.

SLIM — это второй спускаемый аппарат, разработанный Японией для исследования Луны. Первым стал Hakuto-R, который должен был совершить посадку на Луну в апреле 2023 года, но на последних секундах спуска связь с ним была потеряна, и аппарат разбился. Тем не менее Hakuto-R удалось поставить рекорд по самому дальнему полету частного аппарата: он преодолел около 1,4 млн километров.

Наряду со SLIM прилуниться в 2024 году должен был и американский аппарат Peregrine — его посадка была запланирована на 23 февраля. Однако спустя семь часов после старта он столкнулся с аномалией, которая не позволила ему занять устойчивое положение с ориентацией на Солнце. 19 января уже вышедший из строя «Сапсан» вошел в плотные слои атмосферы Земли и сгорел над Тихим океаном, так и не достигнув Луны.